Найти тему
Калюта Василий

Паровоз угнали. 1931 год.

"А ЧЕГО ЭТО ВЫ ГРАЖДАНЕ ТУТ ВОДКУ ПЬЯНСТВУЕТЕ И БЕСПОРЯДКИ НАРУШАЕТЕ?"

В газете "Онежец" от 8.07.2005 была размещена статья Леонида Михайловича Тетерина "Паровоз угнали". В ней подборка честных административных документов Онежского завода о поведении отдельных личностей "позволяющих себе". Этот материал призывал не стесняться описывать проступок заводчанина в красках, чтобы и ему и коллегам не хотелось "подвиги" повторять.

А еще, на наш взгляд, это очень человеческий материал. В нем о том, что люди во все времена разные и не стоит идеализировать то или иное время, или судить о нем только в определенном ракурсе.

"ПАРОВОЗ УГНАЛИ"

Нарушения дисциплины на производстве ,к сожалению, в той или иной степени присущи многим предприятиям и, как правило, получают соответствующую оценку со стороны руководства.

В настоящее время формулировки приказов о наказании нарушителей дисциплины достаточно лаконичны: "...За появление на работе в нетрезвом виде слесарю такому то объявить выговор".

А вот в 30-е годы прошлого века подобный поступок работника описывался в приказе досконально и все "подвиги" нарушителя в мельчайших подробностях становились известны всему заводу.

Вот, например, что записано в приказе по Онежскому металлургическому и механическому заводу от 7 февраля 1931 года под №9 (стилистика приказа полностью сохранена):

"3.02 сего года машинист Лиходеевский Сергей явился на работу в пьяном виде и стал придираться к помощнику машиниста Климову и к кочегару Сазонову, в завершение всего схватил кувалду и бросился на последних, которым необходимо было скрыться во избежание могущих быть неприятных последствий.

При возвращении в помещение депо машинист Лиходеевский выбил рамы и разбил стекла в помещении и дорожных фонарях, вырвал с места наковальню и тиски и выбросил их из помещения, затем угнал паровоз по линии на "Петушки" (Для тех, кто не знает, "Петушки" - это заводская площадка в южной части города, где располагалась лесобиржа и складские помещения предприятия).

После чего был направлен в милицию, но при освобождении машинист Лиходеевский на ходу впрыгнул в паровоз, следовавший с дровами на завод, с целью продолжить начатое дело, но был снят с паровоза машинистом Усовым.

За вышеуказанные действия машинист Лиходеевский увольняется с завода без выдачи выходного пособия с передачей дела в отдел уголовного розыска для привлечения к законной ответственности. Райзавкому поставить данный вопрос на обсуждение рабочей общественности завода".

Были и другие интересные случаи и формулировки:

Приказом №39 от 19.02.35 нормировщик Кожевников уволен с завода за бездушное отношение к работе.

А заведующий Черемисин увольняется за пользование легковой автомашиной в личных целях - "в ночное время разъезжал по ресторанам и частным квартирам в пьяном виде" (приказ №14 от 14.01.35)

Счетовод Чехонин В.В. уволен за обман, выразившийся в том, что отпросившись сходить в бюро принудработ во время обеденного перерыва, впоследствии на работу не явился, тогда как его видели катающимся по городу на финских санках.

Еще один пример. "Рабочий кузнечного цеха Крезо П.С. выпил в ларьке пиво и, не имея денег, оставил в залог пропуск на право прохода на территорию завода, что надо расценивать, как потерю классовой бдительности ,дающей возможность по оставленному пропуску проникнуть в завод посторонним лицам". (выписка из приказа №98 от 11.06.38). Понятно, что такие действия работника в то время не были оставлены без последствий. Он был уволен, а дело передано в суд.

Как видим, меры к нарушителям применялись достаточно строгие. За опоздание на работу до 5 минут объявлялся выговор, свыше 5 минут - строгий выговор. Время опозданий и отсутствия на работе по неуважительным причинам не оплачивались.

Тем не менее, опоздания, прогулы и другие нарушения были довольно частым явлением как среди рабочих, так и среди служащих. Текучесть кадров по отдельным цехам в начале 30-х годов достигала 87%. В конце десятилетия в приказах по заводу акцент все чаще делался на укрепление пропускного режима, пожарной безопасности, усиления бдительности.

Чувствовалось приближение войны."

Источник: архив АНО "Галерея промышленной истории" материалы по Л.М. Тетерину