Увидела комментарии к посту мамы больного ребенка – мол, что вы все жалуетесь на жизнь с ребенком-инвалидом - иным родителям и со здоровым-то не справиться. Хочу немного прояснить ситуацию. Со своей колокольни, и никого носом никуда не тыкая.
Перво-наперво скажу, что мне есть с чем сравнивать. Старший мой ребенок – нормотипичный, младший - аутист.
И до какого-то момента их развитие действительно было совершенно одинаковым. Отвлечешься, зазеваешься – ударится, споткнется, что-нибудь разобьет, разольет.
Читайте также: Отсутствие речи у ребенка: 7 примеров непрофессионализма
Со старшим удалось немного ослабить бдительность примерно после 1,5 лет, а позволил с собой договариваться он годам к 2-м.
С младшим расслабляться нельзя никогда. Сейчас ему 5, и позволить ему одному пойти на кухню ли, в коридор – это большая роскошь до сих пор. Лучше все равно проследовать за ним и подстраховывать.
Когда мы неудачно отвлекались, он разбил небьющуюся (!) тарелку - и ему в ногу вошло стекло в форме спицы; достал и уронил сковороду и сломал себе палец; упал со стула и расшиб себе подбородок, еле кровь остановили.
В общем, на скорых мы наездились, даже еще не зная, что у нас ребенок-аутист.
«Процесс же переговоров» с младшим идет с переменным успехом. Хотя он уже наработал тот лексический запас, который позволяет ему понимать, о чем с ним говорят. До трех лет же не понимал большинство обращенных к нему слов.
Старший начал говорить после года. Младший в свои 5 может сказать 3 слова - «да», «мама», «папа», и мы пока не знаем о перспективах.
И как мы долго работали над этим «да!», которое периодически заменяется на «га», но все равно показывает согласие и понимание. Это уже большое достижение.
Читайте также: Мои «кошмарные открытия» во время самоизоляции
Другим большим достижением я б назвала звук, означающий «Нет». Нам так важно было понимать, что сыну что-то не нравится. Но этот звук появился гораздо позже 4-х лет.
Теперь еще об индивидуальных ли или неких типичных особенностях моего младшего сына.
На прогулке он может умчаться «в неведомую даль». Сейчас он здесь, потом бац – уже в другом месте по непредсказуемой траектории.
Кстати, меня поразило, как много «добрых» людей придерживают дверь для 3-4 летнего ребенка, не убедившись, что где-то рядом взрослый!
Люди, прошу, оглянитесь, не несется ли к вам женщина с выпученными глазами! Несколько раз ребенок так прошмыгнул в чужие подъезды, служебные помещения и прочее.
Лет до 5 он всегда спотыкался о любые неровности - тротуар, ступенька. Держать равновесие и не падать в любом удобном случае он может только сейчас.
Но велосипед, даже 4-х колесный, нам пока освоить сложно.
У него странные отношения с собственным телом: он не скажет, что ему жарко или холодно. Тебе надо проверять, а не надеть ли еще кофточку или не снять ли свитер и не мокрые ли носки.
Он может проигнорировать сигналы собственного организма.
Он не попросит добавки. Ты уже идешь мыть посуду, а он забирается на стул и берет новую тарелку, чтобы насыпать себе еще хлопьев. Терпение, терпение, терпение!
Я уже молчу, сколько мы наслушались мнений от людей на улице, в кафе, автобусе:
«Что за дикий мальчик».
«У вас ненормальный ребенок!»
От знакомого: «У тебя что, сын - больной, что ли?»
Что уж говорить, если даже логопед все время повторяла как мантру «тяжелый ребенок» и рассказывала о двух других «тяжелых детях», которые выросли и набросились на мать с ножом.
Лет до 4,5 надо было прятать любую химию и сыпучие продукты – все оказывалось на полу.
Хорошо, если не запускал руки по локоть в какой-нибудь стиральный порошок – а просто раскидывал его по всей квартире.
Он может полностью вытащить все вещи из шкафа, все продукты из кухонного ящика, вытряхнуть все книги с полки. У моего нормотипичного сына это закончилось до 1,5 лет, здесь периодически повторяется и после 5. Только следи.
Он физически очень силен. Скорее, это индивидуальное отличие моего сына. Когда мы пытались привынуть к садику, он утянул за собой двух воспитательниц. Две женщины не могли его удержать, когда он рвался на выход, к маме.
Если не видишь, что схватил тебя именно он, можно подумать, что тебя хватает взрослый человек.
Свое неумение говорить он компенсирует голосом родителей. Он идет и требует, чтобы ему всё называли. Бывает, по многу раз надо повторить – звездочка, звездочка, это звездочка, это пятиконечная звезда.
А когда ты не понимаешь, на что он указывает, надо искать, пока ты не назовешь все, что он имел в виду - требовательным голосом он даст понять, что ты еще не у цели: тучка, дождик, дерево, птицы, звезды, солнце, кленовый лист… А, кленовый лист, фууух.
Ты не можешь ни на чем сосредоточиться дольше чем на 20 минут - особенно сложно оформлять какие-нибудь документы - нужно быть готовым прерваться, помочь, а потом продолжить.
И опять терпение, терпение, терпение.
Когда мой муж в спеццентре увидел детей с ограниченными возможностями совершенно разной степени, он сказал, мол, нам вообще грех жаловаться – наш как минимум сам ходит, дышит, ест.
Обобщить все мною сказанное можно примерно так.
Нормотипичного ребенка ты так или иначе можешь отпустить в свободное плаванье. Конечно, подготовив, снабдив инструкциями. Ребенка-инвалида, мы далеко не сразу приняли это - не отпустишь никогда.
Мы с мужем всегда должны быть поводырем для собственного ребенка и обязаны сделать все, чтобы подготовить его к жизни, когда нас не станет.