Алексеенкова Елена, руководитель пресс-службы Института развития сельского хозяйства
После введения продовольственного эмбарго молочная отрасль в России заметно преобразовалась. Зависимость от зарубежных поставок сыра и сливочного масла снизилась в два раза, а объемы сырого молока выросли с 15 млн до 18 млн тонн. Запрет на импорт определенных товаров произвел колоссальный эффект на производство молочной продукции, и как следствие, на производство оборудования для переработки. Что нового произошло в этой отрасли за последние годы, рассказывают руководители и специалисты компаний.
В России немало предприятий, занимающихся производством, а так же проектированием высокотехнологичных линий для переработки молока. Одна из них – ООО «Бассон». Инженерно-технологический состав компании обладает опытом реализации проектов реконструкции предприятий, участков и технологических линий практически во всех технологиях переработки молока и сыворотки для крупнейших переработчиков молока: «Вимм-Билль-Данн» – «Pepsico» и «Юнимилк»-«Данон». На рынке работают до 100 инжиниринговых компаний, они – в первой десятке, утверждает управляющий партнер «Бассон» Башир Узденов.
– Область инжиниринга достаточно узкая, поэтому 100 компаний – конкурентная среда. Хотя, после введений санкций рынок для нас заметно увеличился. В 2013 году сыр импортироваться практически перестал, соответственно для российских производителей открылась огромная ниша, и все в нее кинулись. Те, кто уже работал в отрасли, сильно увеличил свое производство – рассказывает Узденов.
– Если на некоторых заводах, занимающихся производством сыра, переработка колебалась от 50 до 80 тонн молока, то уже за полтора года они нарастили производство и вышли на объемы продаж, которые позволили перерабатывать 300 тонн молока. Продавали 5-8 тонн готовой продукции, а стали реализовывать 30 и более!
Компания «Бассон» поставляет, проектирует и занимается введением в эксплуатацию линий сырно-молочного и кефирного производства, но вот уже более 5 лет самыми популярными являются линии по переработке молока для производства сыра. Интерес к линиям для кисло-молочной продукции тоже заметно увеличился, стала расти творожно-десертная, йогуртовая группа.
Сыродельное оборудование сегодня имеет наибольший процент продаж, подтверждают на заводе промышленного оборудования «ЮВС». Это сыродельные ванны открытого, сыроизготовители закрытого типа, минисыроварни. Также постоянным спросом пользуется емкостное и теплообменное оборудование: емкости-термосы, резервуары-охладители, заквасочники, электрические и паровые котлы и ванны ВДП, рассказывают на предприятии. На базе собственного производства завод разрабатывает и изготавливает нестандартное промышленное оборудование для всех отраслей промышленности. На долю молочного оборудования приходится 80 % от объема производимого пищевого оборудования, утверждает руководитель предприятия.
– За последнее время у нас был интересный и успешный проект – поставка оборудования на молочный завод в Камчатский край. Мы укомплектовали завод творожным цехом – линией для производства творога традиционным способом (ванны – колье, ванны самопрессования, установки прессования творога). Установили емкости для хранения и созревания молока и молочных продуктов, СИП-мойку и прочее. Новое оборудование позволило увеличить объемы производства и расширило ассортимент выпускаемой продукции, – говорит начальник коммерческого отдела завода «ЮВС» Наталья Суслова.
Бесспорно, производственное эмбарго привело к развитию сыродельной промышленности на российском рынке. Мини-заводы стали производить в сыроварнях мягкие, и даже твердые сыры. Появились авторские сыры, экспериментальные сыры с плесенью, с различными добавками. Даже на фермах стараются поставить мини-сыроварню, которые на сегодняшний день имеют универсальную комплектацию. В них проходят все основные этапы от созревания молока до самопрессования сыров. Автоматика позволяет проводить основные процессы, не используя ручной труд.
– Даже на наше предприятие, которое специализируется на насосах, диспергаторах и гомогенизаторах, поступает большое количество заявок на оборудование для производства сыра. Более того, в 2018 – 2019 годах мы спроектировали и изготовили несколько линий и отдельных единиц оборудования для сыроделов, – говорит исполнительный директор ООО ИТЦ «Пищмашсервис» Игорь Каторгин.
Повышенный интерес к оборудованию для сыроварен подтверждают и в ЗАО «Сепаратор». Компания занимается производством центробежных жидкостных сепараторов и осуществляет поставки во все регионы России, ближнее и дальнее зарубежье. Отмечают спрос на сепаратор для высокожирных сливок и сепаратор-сливкоотделитель.
За пять лет в условиях санкций «сельское хозяйство сделало невероятный рывок, который трудно себе и представить было», – оценил результаты продэмбарго президент Владимир Путин на одной из ежегодных пресс-конференций в декабре.
Однако одним из показателей продовольственной безопасности является доступность продуктов населению, и тут ситуация за пять лет ухудшилась. Самую высокую цену за обеспечение импортозамещения, возможно, заплатил потребитель, так как цены выросли не только на продукты, запрещенные к ввозу, но и на те, что производят в России. Цены на сыр и сливочное масло подскочили в разы, что на фоне шестилетнего сокращения доходов вынудило определенную категорию россиян делать выбор в пользу аналогов подешевле.
С тем, что цены на продукцию предприятия слишком подняли, согласны и на «Бассон». Причиной называют тяжелые условия конкуренции с иностранными компаниями, однако уверенны, что Россия должна продолжать двигаться к полному импортозамещению.
– Мы часто слышим о перспективах полного импортозамещения молочной продукции. Так это уже фактически произошло! Львиную долю импорта составляли страны Европы, а ввоз оттуда сейчас запрещен. Только технологии должны идти с Запада, а продукцию мы должны производить сами и полностью себя обеспечивать, – заявляет Башир Узденов из «Бассон». Рынок инжиниринговых услуг в России он называет хорошо развитым с высоким качеством поставляемых услуг, смело конкурирующим с импортными компаниями.
Игорь Каторгин из «Пищмашсервис» утверждает, что 90% сливочного масла в стране производят на отечественном оборудовании. Это касается и теплообменного оборудования, и сепараторов.
– Мы работаем с рядом инжиниринговых компаний и другими производителями пищевого оборудования, которые комплектуют свои линии и установки нашими насосами, гомогенизаторами и отмечаем увеличение экспортных поставок, причем не только на традиционные рынки ближнего Зарубежья, но и в страны Ближнего Востока и Африки. Да мы и сами через наших Европейских партнеров поставили несколько гомогенизаторов и насосов в страны Африки и Ближнего Востока, не говоря уже о том, что имеем множество экспортных сделок с покупателями из стран СНГ, – говорит Каторгин. – В кризисных условиях большая доля предприятий вынуждена экономить, это видно по увеличению заявок на восстановление (реновацию) гомогенизаторов, насосов и другого оборудования, причем запрашивают запчасти на насосы, которые проще заменить, чем ремонтировать, – продолжает руководитель. Однако Башир Узденов считает, что в стране практически не развито производство комплектующих для линий для переработки молока.
– Сложилось это исторически. Мы фактически отстаем в машиностроении, соответственно, в производстве комплектующих. У нас есть российские аналоги производств некоторых комплектующих, особенно это касается киповской части: датчиков. Но мы отстаем и в цене, и в качестве производства данных товаров. Инжиниринговые компании, которые работают на рынке России, на 85-90% используют импортные комплектующие. А вот самих инжиниринговых компаний, которые поставляют технологические линии в Россию, успешно конкурирующих с иностранными компаниями довольно-таки много, – рассказывает Узденов.
В вопросе модернизации молочного хозяйства в ООО «Вологодские машины» видят внедрение передовых технологий. В 2019 году они выпустили серийную партию – полуприцепов-цистерн для перевозки молока, оборудованных датчиками температуры перевозимой жидкости, системой OPTILink, ГЛОНАСС, SmartBoard. Российская отрасль производства пищевых спецавтоцистерн представлена несколькими предприятиями изготовителями. В компании отмечают, что при этом только они выпускают цистерны исключительно для пищевых жидкостей, без отвлечения производственного процесса на непрофильные изделия.
– Десятилетний опыт в данной сфере деятельности позволил заслужить доверие и авторитет среди наших клиентов по всей России и в странах СНГ, в том числе, в республике Татарстан, Краснодарском крае, Ростовской области, Белоруссии и Казахстане, – заявляет начальник отдела маркетинга ООО «Вологодские машины» Ольга Агаметова.
– Десять лет назад рынок пищевых цистерн характеризовался спросом на молоковозы объемом от 4500 л до 8000 л. В настоящее время наблюдается тенденция увеличения спроса на автоцистерны и полуприцеп-цистерны больших объемов: 9 800 л, 10500 л, 24 000 л, – рассказывает специалист.
Продовольственное эмбарго сказалось даже на реализации автоцистерн для перевозки молока, как основного компонента при производстве сыра, отмечают в компании. Увеличение спроса подтверждают и в «Севермолмаш», молодом и динамично развивающемся предприятии, занимающимся проектированием, изготовлением и монтажом ёмкостного оборудования, предназначенного для пищевой и химической промышленности.
Как мы уже говорили, объем производства сырого молока в России увеличился с 15 млн до 18 млн тонн. И важную роль здесь сыграла государственная поддержка.
– Эффективными методами господдержки стали возврат CAPEX в размере 20%, субсидированная процентная ставка и субсидии на литр товарного молока. Все это в совокупности с эмбарго позволило молочной отрасли получить развитие базового аспекта – производства молока-сырья, – сообщает заместитель Председателя Комитета МТПП по развитию предпринимательства в АПК и генеральный директор «Petrova 5 Consulting» Марина Дмитриевна Петрова. – Однако в России так и не внедрен механизм интервенций, который эффективно работает в других странах. На мой взгляд, подобная мера поддержки была бы крайне важна для российской молочной отрасли, – продолжает она.
«Пищмашсервис» удалось принять участие в выставке Агропродмаш 2019 по программе Российского экспортного центра с компенсацией до 45% от стоимости участия, рассказывают в компании.
– Есть поддержка государства на приобретение оборудования для переработки, – утверждают в «Бассон». – На примере Московской области, государство компенсирует 50% при покупке доильных роботов. Это касается животноводства. Знаю, что одной из компаний Ростовской области было компенсировано около 15% от стоимости технологической линии для производства сыра, – рассказывает Башир Узденов.
Отмечают поддержку и в компании «Вологодские машины», заявляют о программе льготного лизинга, позволяющей компенсировать часть затрат на приобретение специальной техники.
В этом году срок действия продэмбарго был продлен до декабря 2020 года. По заявлению многих государственных деятелей, за последние годы российские производители смогли перестроить свой бизнес, закрыли внутренний рынок и чувствуют себя вполне комфортно. И все же, подобный оптимизм разделяют далеко не все. Расширив производство и набрав обороты в инкубаторских условиях эмбарго, не всякое предприятие готово выдержать конкурентную среду импортных товаров. Выстоят ли? Покажет время.