Найти тему

"Жестокий романс" 1984. Персонажи, от которых трясет.

Вот не помню, в каком классе изучали мы бессмертную "Бесприданницу" гения русской драматргии господина Островского. Помню лишь, что уже тогда марионеточная Лариса Дмитрна раздражала реалистишную феминистишную меня. У-у-у, стонатье, — думала я.

А нынче решила я посмотреть тот самый "жестокий романс" с молодой пидо... ой, Ларисой *забавное совпадение* Гузеевой и волооким барином_мохнатым_шмелем_Михалковым. И, знаете, хорошо-с. Да, хорошо-с. Красиво-с. И безнадежно-о-о. Красота и безнадежность в одном флаконе, показанная так, как могли их показать только очень хороший режиссер в компании с очень хорошими актерами. Реально. Очень хорошими актерами.

Конечно, сейчас, когда мне двадцать восемь, и я чуть больше знаю о положении женщин в середине позапрошлого века в нашей (да и в любой другой европейской ) стране, когда я понимаю, что такое быть женщиной оставшейся без попечительства родственника-мужчины в те же времена, когда я понимаю, в принципе, причины беззакония, творимое власть- и деньгоимущими, я, с одной стороны, лучше воспринимаю мотивы действий как самой Ларисы Дмитрны, так и "тётеньки", матушки оной, Хариты Игнатьевны.

Но, по порядку.

Персонажи

Лариса Дмитрна Огудалова

Пидо… а, нет, это чуть позже.
Пидо… а, нет, это чуть позже.

Молодая дворянка из обнищавшего рода.

Фамилия есть, денег нет, родственника-мужчины нет, красота неземная есть.
И матушка еще есть. Хитрожопая такая матушка. Бандерша, господи, прости, раздающая своих дочерей хоть кому, лишь бы взяли. И первых-то двух забрали, хоть и со слезами.
С этого, собственно, и начинается фильм. Одну из сестер Ларисы Дмитрны отдают замуж за дворянина из Тифлиса *Тбилисо, мзис да вардебис мхарео, ушенод сицоцхлец ар минда*. И вот обливается сестра Ларисдмитрны горькими слезами, и не хочет замуж за горца, а матушка подбадривает дщерь и её новоиспечённого муженька, и только что пароход, увозящий молодых, в корму не подпихивает.


И вот тут бы Ларисдмитрне сделать вывод о матушкиных планах, и срулить бы из отчего/матчего дома куды глаза глядят. Хоть в монастырь, хоть в гимназию преподавать. Но Ларисдмитна хочет любви и замуж. И петь под гитару цыганские романсы. Бог с тобою, золотая рыбка. Допоёсси. Но, об этом чуть позже.

А можно одну дочь раз по пять выдавать замуж?
А можно одну дочь раз по пять выдавать замуж?

Матерь бабья. Вдовица. *че_ж_я_не_женщина_что_ли*
И вот с одной стороны — тетьку жалко. Супруг почил в бозе. Из детей — одни девицы. В корпус не отдашь, в армию не сошлешь, на купеческой дочери не женишь. А ведь и сама не старая еще. И себе бы могла того-с. Партию составить-с.

Фрейндлих в этой роли восхитительна. Я и так являюсь огромной поклонницей Алисы Бруновны, но в "Романсе" она просто великолепна. Дворянская стать в купе с какой-то мелкомещанской жадностью, с беспринципностью в отношении собственных детей, в жестокости и цинизме, отыграна просто великолепно. Ей и восхищаешься, и леща дать хочешь. Окстись, мол, матушка. Плети кружева, или квартирантов пусти. Но нет. Бедненько, но достойненько — не для Хариты Игнатьевны. Тётенька — шальная, да отшалившая свое, императрица. Не показал господин Островский, что потом-то произошло с мадам Огудаловой, когда две из трех дочерей приказали долго жить. Когда, скорее всего, дочерины поклонники-толстосумы отвернулись от ее дома, а старшую надобно из Европы выдворять, от муженька-шулера спасать, госпадипрости, а дом-то, и так, заложен.

Юлий Капитоныч Карандышев

ЛарисуИванну, то есть Дмитриевну хочу!
ЛарисуИванну, то есть Дмитриевну хочу!

Ой. Помню, как меня мутило от одного этого имени.
Юлий (там-тигидам-тигидарим-дам-дам). Капитоныч. Карандышев.

Честно, я плохо помню пьесу, а в фильме на этом внимание не акцентируется, поэтому, о его происхождении я судить не берусь. С одной стороны — почтовый служащий, невелика птица. С другой стороны — Лариса просится к нему в деревню. В имение, скорее всего. Так что, думается мне, что Капитоныч-то, все-таки, дворянин, хоть и из таких же, обнищавших.

И, с одной стороны, в его глазах, мезальянса-то у них с Ларисой особого и нет — можно и на парочку нищебродить. Ну и что, что красивая, а ведь бедная, все равно. Можно и ухаживать. Нудно, долго, навязчиво, и, если честно, мерзко. Зато, если повезет, все эти ее поклоннички-толсосумы всос... ой, будут ниспровергнуты.

И вот Мягков тут, опять же, гениален. Не скажу, что я знаю его больше чем все: алкоголик из Москвы в оливьешечной "Иронии", да мать-у_них_был_Новосельцев. Добрые жуки этакие. Мило чудящие по синему делу. Безобидные мальчики для битья. Но не в "Романсе". Тут Мягков сыграл как боженька.

Да, все тот же небольшенький застенчивый человечек, истинно не понимающий, че ж его не любят-то. Типичное, по сию пору не изжившее себя, мужиковое "бабам только деняк нада". Ни достоинства, ни уважения ни к себе, ни к объекту страсти. Скучное, нудное, чсвшное создание, которое поет о какой-то там любви, намокая под воротами огудаловского дома, а ведь кроме себя никого и не любящее. Тьфу, срань (с)

Паратов.

Боже мой, как я хорош, как мощна моя "Ласточка"!
Боже мой, как я хорош, как мощна моя "Ласточка"!

Сергей Сергеич.
Че ни рожа, то Сирожа.
Хитрожопое мудло.
Барин приехал.
Волоокий, шумный, дерзкий, как пуля резкий.

И вот тут Ларисдмитну можно понять. Говорят что Михалков там играет чисто сам себя. Я уж хз, я с ним лично не знакома, но если бы я мечтала о большой и чистой любви в шышнадцать, то господин Паратов в исполнении Никитсергеича, барина всея расейскага кинематографа, был лучшим кандидатом для любви при неокрепшей девичьей психики.

Этот тип "целуйте, бабы, рельсы" знаком, наверное, каждой женщине. Мужчина-праздник. Медведи, танцы, цыгане, бубны. За таких не выходят замуж, таких вспоминают с придыханием под коньячок в кругу подружек. Это сейчас. А кто был поумнее, то и тогда.

Но не Лариса. Она у нас, как мы помним, добрая, и красивая. Но тупая. Красивая, но тупая (с) одна моя подруга.
И она влюбляется, и хочет замушш.
А Паратов че. Ручки нацеловывает, в глазоньки заглядывает, в трубу подудеть дает. (Параходную. А вы че подумали?)

Но у него — долги, кредиты, жизнь не по средствам, и честь, висящая на волоске. Куда ты с таким рылом, да в калашный, то бишь, в Ларискин, ряд?
Но он лезет. Под инфернальный ржач Панкратова-Черного (только ради него можно смотреть первую серию "Романса") он высказывает всю свою удаль, и распугивает весь огудаловский "мужицкий дождь, алиллуя!". А потом по тихому уматывает в закат. "Спасать имение". Влюбленной курице сообщить? Да зачем? Вон, передасты из хоровода передадут. А и не передадут, не велика печаль, поважнее есть дела. Беда-беда, огорчение — банкротство да нищета. И "Ласточку" продавать надо.

Вожеватов Василий Данилыч

Не угодно ли пожаловать в эскорт?
Не угодно ли пожаловать в эскорт?

Друг детства Ларисы. Ну, как друг – приятель.
Хотя, от таких приятелей больше гадости, чем приятности.

В фильме Вожеватов показан этаким франтоватым финансистом, купцом новой волны. Не Тит Титыч, а коммерсантъ. О том, что они с Ларисой друзья старые, узнается только к концу первой серии фильма.

И вот он весь такой, знаете, скомканный какой-то, что ли. Я не могу сказать, что его характер показан хорошо. Он как будто смазанный. Именно Вожеватов. Даже Панкратов-Черный, который только несколько раз всхохотнул, да сшиб выстрелом стакан с головы Михалкова, показан ярче, полнее, интереснее.

Не показаны и причины, по которым Васильданилыч не женится на Ларисе. Вроде бы, она ему нравится. Почему-то я думаю, что был в этом какой-то момент статусности. Она, хоть и нищая, а дворянка. А он, хоть и богатый, но клерк. И, скорее всего, когда-то на этом был сделан акцент, например, ларисиной матушкой. Акцент, задевший Васильданилыча настолько, что жениться он на старой подруге, и, по совместительству, некоронованной Мисс Бряхимов’1872 не стал. Мог бы, но не стал. В содержанки – возьмет. А в жены – фигушки.
И вот он весь там как будто и непонятно зачем. Вроде, всегда рядом, вроде, как-то поддерживает. Но, по сути — то книжку не с тем рейтингом девице подсунет, то лишний шампан стаканскага преподнесет. В общем, толку от него никакого, вред один. И брошка дорогущая.

Кнуров

Я календарь переверну, и заберу тебя в Париж.
Я календарь переверну, и заберу тебя в Париж.

Мокий Парменыч (как перестать ржать, и вспомнить, что детей называли по святкам. Мокий. Ахахах)

Какую холеру этот сверхмагнат тусит в затрапезном Бряхимове, в фильме не говорится.
Там о нем, в принципе, мало что говорится, показано лишь, что он богат, и регулярно спонсирует Ларью матерь баблишком. Человек он степенный и с достоинством, и тем менее для меня понятно, что ж он углядел уж такого в этой овцеподобной барышне, брянькающей романсы. Мне не понятно, а он к Огудаловым ходит регулярно.

Меня, если честно, впечатлила игра А.В. Петренко. С его работами я знакома не была, мне сравнивать не с чем. Но именно в этой роли, в роли холодного, расчетливого и сверхбогатого человека он очень органичен. И особенно впечатляющ он в момент «бараньих боёв». Это просто нужно увидеть, разрыв шаблона эдакий. Я, правда, все ждала, когда он запоет про третье сентября, но это уже танцы моих личных тараканов.

Вот такой краткий обзор основных персонажей фильма "Жестокий романс" у меня получился.

Смотрели ли вы этот фильм? Какой самый гадкий персонаж для вас, и почему?

ЗЫ: про приятных персонажей не спрашиваю, ибо, мне кажется, в этом фильме оных просто нет.