Найти тему

Скорость, точность и экономичность: какое мясоперерабатывающее оборудование в

Алексеенкова Елена, руководитель пресс-службы Института развития сельского хозяйства

Мясо всегда было основным продуктом для человека. Меняются лишь технологии, уходит в прошлое ручной труд и сегодня, прежде чем попасть к нам на стол, мясо проходит непростую автоматическую переработку на специальном оборудовании, от которого зависит не только успех предприятия, но и сохранность элементов, вкусовых качеств продукта. Поговорим о том, чем живет сегодня рынок мясоперерабатывающего оборудования.

Колбасы в тренде

Переработка продуктов питания – один из наиболее конкурентных видов бизнеса, переработка мяса в особенности. На прилавках магазинов и полках супермаркетов появляются все новые мясные продукты. В связи с запросами потребителя, ростом ассортимента, происходит и расширение спектра выпускаемой техники.

В течение последних 3-4-х лет в ООО «Мила-М» шел большой спрос на оборудование для убоя и первичной переработки животных, в топе продаж были мини бойни контейнерного плана. С 2018 года спрос на них упал, и клиенты стали запрашивать промышленные линии с глубокой переработкой. По прогнозам предприятия, в ближайшие 2-3 года интерес к линии убоя угаснет, однако вырастет спрос на оборудование для производства колбас и консервов.

– В сфере производителей боен «Мила-М» точно в первой пятерке. Если же брать компании, которые производят оборудование для колбас и тушенки, то нам особой конкуренции не составляет никто, так как наш сегмент рынка – это фермеры и небольшие производства, до 5 тонн. Магнаты типа «Останкино», «Мираторг» и прочие закупают исключительно импортное оборудование, – заявляет руководитель компании Ярослав Мордасов.

Повышение спроса на оборудование для сырокопченых колбас замечают и в ООО ПКП «Технотрон+», выпускающего оборудование для термической обработки пищевых продуктов – для копчения, варки, сушки, дефростации. Ими отмечаются активные попытки небольших производителей выйти на рынок по производству колбас.

Тенденцию к увеличению спроса на оборудование для копчения подтверждают зарубежные аналитики. Продолжает расти популярность переработанных мясных продуктов с улучшенным вкусом и долговечностью, соответственно, появилась потребность в сложной технике для мясопереработки.

Дозаторы, волчки, фаршемешалки, куттеры и системы переработки

Отечественная мясоперерабатывающая отрасль в последнее время приобрела много перспективных направлений. Сказалось влияние продовольственного эмбарго, ставшего мощным стимулом к развитию, рассказывает Галина Бацунова из компании Cabinplant. Стали появляться новые виды готовых полуфабрикатов и замороженных продуктов. И, с увеличением сырьевой отечественной базы оборудование для мясопереработки стало более востребованным.

Датский завод Cabinplant производит оборудование для всех направлений глубокой переработки продуктов питания. Это полнокомплектные технологические линии для мяса, рыбы, овощей и фруктов.

Одной из востребованных инновационных разработок компании для российского рынка стала линия дозирования, фасовки и упаковки свежих мясных и куриных полуфабрикатов. Специально разработанный мультиголовочный дозатор со шнеком запатентован компанией в России, Европе и США. Он имеет уникальную конструкцию для дозирования липких и вязких продуктов на высокой скорости, с фиксированным весом порции.

Еще одна из разработок компании – дозатор «Мультибатчер» для крупных порций любых частей мясной туши. Он осуществляет дозирование комбинационным способом, им можно отмерять порции до 35 кг, снижая перевес в пять раз, в сравнении с другими системами подобного типа, говорит менеджер по рекламе Галина Бацунова. Их дозатор может взвешивать и до 15-ти, и до 900 порций в час, гарантируя непрерывную работу 24 часа в сутки.

– Поскольку мы, в первую очередь, производители, основную долю наших продаж занимают термокамеры «КОН», а также их ремонт, сервисное обслуживание и комплектующие. Затем идёт оборудование наших стратегических партнёров, которых мы эксклюзивно представляем на рынке РФ. Наибольший процент приходится на машины для нарезки, измельчения, и смешивания мяса: пилы, волчки, куттеры, мешалки и прочее. На втором месте – оборудование для изготовления и обработки сосисок: шприцы, насосы, линкеры, устройства для высокоскоростной очистки и деления готовых гирлянд. «Бронзу» последние годы прочно удерживают электроподъёмники-опрокидыватели для мясных и иных контейнеров и поддонов, – объясняет генеральный директор ООО «КОН» Александр Елисеев.

Отечественное предприятие «Королан» трудится на территории России и за рубежом более 20 лет. Системы переработки отходов животноводства, птицеводства, производство составляющих комбикорма: костной, мясокостной, перьевой, кровяной муки – то, что сегодня имеет наибольший процент продаж, – рассказывает технический директор ООО «Королан» Андрей Коренюк. В 2020 году компания намеревается расширить номенклатуру производимого оборудования, увеличить количество типоразмеров котлов для термической обработки типа КВК, подготовить к производству новые технологические линии по производству высококачественной кормовой муки и жира, а также запустить декантеры.

– У нас наибольшим спросом пользуются мешалки для творога и фаршемешалки. В 2020 году НПО «ДВА+К» планирует продемонстрировать новинку: мешалку большего объёма с дежой 1000 литров, тем самым расширив свою линейку. Также мы продолжаем совершенствовать уже выпускаемое оборудование, и в ближайшее время планируем выпустить модернизированные машины: мешалка-плавитель для сырных масс ДВАК М 440С и заточной станок для разделочных ножей СЗН-02, – делится новостями руководитель компании.

В прошлом году в компании «Два+К» было произведено и продано рекордное количество волчков-мясорубок. Продажи увеличились благодаря внедрению волчка в различные сферы пищевой переработки: измельчение сухофруктов, замороженной клюквы и кабачков, песочного теста, творога, меланжа, твердого и плавленого сыра, лука и моркови, считает генеральный директор НПО «ДВА+К» Александр Дуда.

«Острогожский «Завод Агрегат» – единственное в России предприятие, производящее вакуумные куттеры, заявляют в компании. Здесь изготавливают и поставляют вакуумные и открытые (атмосферные) куттеры, фаршемешалки, массажеры для мяса, заточные станки для куттерных ножей и волчковых ножей/решеток. И, что немаловажно, запчасти и расходные материалы для производимого оборудования.

– Сейчас мы разрабатываем новую размерную линейку вакуумных куттеров объемом чаши до 750 л. И на выставке АГРОПРОДМАШ рассчитываем представить новый вакуумный куттер объемом чаши 125 или 200 л, – рассказывает заместитель директора ООО «Завод Агрегат» Анатолий Емельянов. На куттеры большого объема – 325-500 л за последнее время спрос снизился. И сегодня большую популярность имеют куттеры объемом 125-200 л, предназначенные для цехов небольшой производительности.

Потенциальный клиент

На объемах реализации продукции мясоперерабатывающей отрасли и на темпах обновления оборудования сильно отразился упадок платежеспособности населения. Производители остро это ощущают – за последние два года возрос процент заказов оборудования после капитального ремонта, рассказывают на «Агрегате». В компании, работающей также в секторе капитального ремонта оборудования, видят, что практически 50-60% предприятий оснащены старым оборудованием, которое перепродается также на внутреннем рынке.

– Мы полностью зависим от прихотей и возможностей наших клиентов, а они, в свою очередь, от простых покупателей. Вроде, и 1/7, если взять весь бывший Союз – 1/6, народу тьма, – говорит генеральный директор ООО «КОН» Александр Елисеев. – Однако, ни квадратные километры, ни численность населения рынку не интересны. Он ждёт и видит лишь тугие кошельки. А их мало, особенно, если исключить сельских жителей, живущих за счёт своего натурального хозяйства. Оставшиеся, по оценкам специалистов, в платёжеспособном измерении обеспечивают России место рядом с Польшей. Мы, в этом смысле, намного меньше Германии и в разы крохотнее США. И перспективы пока не радуют.

– Многие клиенты гонятся не за качеством, а за ценой. Покупают дешевое, по качеству прошлого века, – подмечает руководитель ООО «Мила-М» Ярослав Мордасов. – Люди не хотят один раз вложить деньги и получить качественное оборудование, как на европейских бойнях. Только единицы идут на закупку наших установок, многие приобретают и технологию и оборудование у поставщиков, которые все делают «по старинке», как во времена СССР.

Большое количество предприятий АПК переработку отходов убоя ведут на старом советском оборудовании, представляющем, подчас, жалкое зрелище. Происходит это в силу отсутствия финансирования, либо из-за расставленных приоритетов по модернизации и переоборудованию, уверенны в производственной компании «Королан». Также некоторые предприятия АПК на свой страх и риск приобретают восстановленное советское оборудование, либо агрегаты, поступившее с консервации, у компаний-перекупщиков или компаний, декларирующих наличие собственного производства и технологической базы. По факту – это посредники, продающие старье по заниженным ценам.

– Что касается производителей мясных изделий: самым влиятельным фактором, по нашему мнению, является сложность попадания местных производителей в крупные федеральные сети. Таким образом, небольшим мясоперерабатывающим предприятиям сложно наладить сбыт и расширить свой ассортимент, не снижая качества готовой продукции, – считают в НПО «ДВА+К».

Есть немало видов оборудования, которые практически не производятся отечественными компаниями. Соответственно, зарубежные производители забирают наиболее прибыльные направления. Многие пищевики, особенно производящие низкомаржинальный продукт, вынуждены экономить на оборудовании и работать на нем до полного износа, отмечает руководитель отдела продаж «Техтрон+» Михаил Зыков.

Совсем другая ситуация с ведущими современными заводами, которые достаточно модернизированы, имеют современную технику и оборудование для производства широкого спектра готовой продукции. Но всегда остаются варианты применения инновационных решений для создания новых линеек продуктов, линий с более высокой производительностью, лучшего качества и более рациональным использованием мясного сырья.

Значительную часть российского рынка выращивания и переработки мясного и куриного сырья представляют уже всем известные компании, которые с каждым годом наращивают свое присутствие в регионах и строят новые производственные площади, такие, как группа компаний «ПРОДО», «Ярославский бройлер», «Элинар бройлер», Мясоперерабатывающие заводы компании «Мираторг» и многие другие, рассказывают в Cabinplant.

– Согласно официальной статистике, в отрасли работает около 6 тысяч компаний, однако реальная цифра гораздо меньше – чуть более 2 тысяч. Связано это с тем, что на каждом предприятии зарегистрировано по несколько юридических лиц, – объясняет руководитель ООО «КОН» Александр Елисеев. – Рынок мясопереработки достаточно велик, однако его точные объемы оценить крайне трудно даже специалистам, так как за исключением немногочисленных холдингов, объединяющих несколько предприятий, вся мясоперерабатывающая промышленность находится в частных руках. По этой причине получить и систематизировать статистические данные о составе эксплуатируемого оборудования, степени его износа и планах по модернизации – невозможно. Но в любом случае это многие и многие миллионы евро.

Есть ли поддержка?

В «Агрегате» отмечают высокий потенциал предприятий по производству оборудования, однако:

– Как и во всей отрасли машиностроения, без государственной поддержки обновление собственного парка станков и производственного оборудования достаточно затруднительно, особенно в условиях жесткой конкуренции с иностранными производителями на нашем внутреннем рынке. Обновление станочного парка отстает от требуемых временем темпов – сказывается и отсутствие твердых портфелей заказов от мясоперерабатывающих предприятий, – утверждает Анатолий Емельянов.

В «Мила-М» отмечают, что госбюджет выделяет деньги на закупку оборудования, но постройка помещений для производства не финансируется, что значительно тормозит клиента в закупке оборудования.

– Плюс ко всему, выделенные гранды нельзя использовать до того времени, пока не будет запущена линия, то есть ты обязан за свои средства произвести и поставить оборудование. На эти условия практически никто не идет, – объясняет Мордасов.

– Защиты внутреннего рынка нет, зарубежные производители чувствуют себя вольготно, имеют доступ к дешёвым кредитным ресурсам под 3-4% и могут предоставлять клиентам рассрочку без привлечения финансовых институтов. На сегодняшний день единственным эффективным инструментом поддержки является РЭЦ с программой софинансирования участия в международных выставках, – считают в «Технотрон+».

– Машиностроение не является высокомаржинальным, поэтому достаточно сложно вести новые разработки и совершенствовать свои машины. По этой причине мы видим не так много отечественных производителей. Для развития данной отрасли необходима поддержка со стороны государства, как в отношении НИОКР, так и в жесткой политике импортозамещения, – считает Александр Дуда.

Несмотря на заявления об импортозамещении и все предпринимаемые усилия, в сфере производства оборудования для пищевой промышленности царствует Запад, где разрабатывают технологии и предлагают новые решения участникам рынка, уверены в ГК «КОН». Точные цифры в компании дать затрудняются. По словам Елисеева, предположительно, российские мясопереработчики на 80- 95% оснащены импортным оборудованием. Первая пятёрка лидеров – заводчики Германии, Голландии, Австрии, Италии и Испании.

Актуальность выставок

Судя по результатам тематических выставок, интерес региональных производителей мясопродукции увеличился к новым технологическим разработкам и оборудованию, которое по объемам производства соответствует скорой окупаемости и экономии используемых ресурсов для производственных мощностей, как электроэнергия, вода, газ. Немаловажный фактор – снижение перевеса продукта до абсолютного минимума и существенная экономия на трудозатратах, благодаря полной автоматизации производственных процессов, считают в Cabinplant.

На юбилейной, 25-й профильной выставке «Агропродмаш», компания ГК «КОН» планирует представить свои новинки и инновации стратегических партнёров единой мощной экспозицией.

Постоянным участником выставки является и «Завод Агрегат». На предприятии любят «Агропродмаш» за возможность продемонстрировать свое оборудование, за большое количество целевых посетителей из России и зарубежья.

После «Агропродмаш 2019» в Москве в ПК «Королан» получили несколько хороших заказов и расширили клиентскую базу. По сравнению с прошлым годом все показатели выставки значительно улучшились: площадь экспозиции увеличилась на 9%, количество участников и посетителей возросло на 8%. По данным аудита, экспозиция этого года объединила 939 участников из 33 стран.

В «Мила-М», напротив, смысла в подобных мероприятиях не видят:

– С 2014 по 2018 года мы участвовали в отраслевых выставках, особой клиентской базы не собрали. Считаю, что именно в нашей отрасли выставки отживают свое. Клиенты ищут оборудование через сеть, поэтому мы все финансы, выделенные на рекламу, направляем в интернет, для продвижения своей продукции, и тендерные закупки.

В НПО «ДВА+К» отмечают, что помощь в организации выставок выражается только предоставлением площади для участия. Доставка же и погрузочно-разгрузочные работы стоят порой дороже, чем само участие, так как оборудование тяжелое и крупногабаритное, объясняет Александр Дуда. Руководитель выражает благодарность Центру поддержки предпринимательства Воронежской области за предоставленную возможность участие в данной выставке.

Как бы там ни было, анализ рынка мясоперерабатывающего оборудования показывает, что предприятия способны приносить хороший доход, если они построены и оснащены по новым технологиям. Несмотря на все особенности развития бизнеса в России, развитие мощности увеличивает рентабельность и даёт возможность выхода на общемировые стандарты. Скорость, точность, долговечность, возможность выпускать нестандартные, быстрые в приготовлении продукты и полная контролируемость всех процессов, эргономичность, гигиеничность, и экономичность – главные требования к оборудованию сегодня.