Всё чаще задумываюсь о том, как могут выглядеть идеальные отношения между государством и современным человеком в эпоху цифровой революции? Ситуация показывает, до идеала в России далеко, но это совсем не значит, что размышлять об идеальном будущем не надо. Согласны? Тогда присоединяйтесь. Подумаем вместе.
Многие говорят, что вообще не хотят видеть государство в своей жизни. Ещё больше людей думают, что государство это обычный менеджер, которого они нанимают. Разные есть мнения, но будет здорово, если эффективное и сильное государство будет отвлекать на себя меньше внимания любого гражданина. А чиновники в идеальном мире станут обычными роботами. Не будут иметь субъективной точки зрения при принятии того или иного решения.
Только представьте такого чиновника. Сидит там у себя в кабинете, посверкивает лампочками и гудит в свой мощный трансформатор. День и ночь занимается животрепещущими проблемами и заботами народа. Красота, не так ли? Действия его определяет выверенный и чёткий алгоритм. Положено - Получите.
Но на самом деле мы даже не заметили, как будущее, на мягких лапах уже крадётся в нашу дверь. Все знают, что в нашей стране введён материнский капитал на первого ребёнка? Так вот. Ещё совсем недавно для его получения нужно было пройти целый ряд кабинетов, в каждом из которых встретиться со строгим чиновником. Оформить кипу бумаг, написать километры заявлений, получить заветный сертификат. Это требовало времени и сил. А время ресурс не восполняемый.
Теперь стало всё проще. Материнский капитал оформляется автоматически. Для того, чтобы он был начислен, знаете что надо? Получить свидетельство о рождении ребёнка. И дальше в автоматическом режиме он поступает в личный кабинет на портал госуслуг. Обратите внимание, что мы даже не заметили этого, пока новость не прошла в СМИ. А на 80 000 свидетельств о рождении уже оформлен материнский капитал. Отлично.
Если представить, что все связанное с государством будет происходить в таком ключе, мир покажется очень комфортным местом. Но это в идеальном будущем конечно. Слишком много задач перед государством нашим стоит и автоматизировать этот процесс невозможно. Разве что по максимуму сделать режим проактивным. Глядишь и получится уменьшить процессы, которые требуют от человека разбираться с процедурой, встречаться с чиновниками, писать разные заявления. Вот тогда заживём.
Однако на сегодняшний момент движение государства в цифровую эпоху складываются не так лучезарно. Хотя работа, несомненно, проделана большая. В целом наш народ полюбил бояться цифру. Сеть забита жуткими историями о том, как наше правительство днём и ночью сливает конфиденциальные данные граждан в закрома ГосДепа. На разных сайтах расплодились крикуны, пугающие народ чипированием и другими страшными словами.
Но так или иначе а цифра это можно сказать "нефть двадцать первого века". От неё будет зависеть насколько мы сможем быть конкурентоспособны в мире. Насколько чётко, как сильное общество, будем отрабатывать вызовы, которые ставит перед нами сегодняшний день.
А момент, в который нам посчастливилось родиться не балует. Просто ставит правительство перед жёстким выбором. Вот, как поступать, если в стране происходит такие тяжёлые процессы, когда на улицу не выйдешь, а выплаты людям, обещанные президентом, никто не отменял? И обслуживать людей надо не завтра, когда цифра завоюет весь мир, а уже сейчас. В такие моменты портал Госуслуг становится единственным каналом быстрого взаимодействия и оформления обещанных выплат. Таким образом, сама жизнь постаралась и толкнула государство в цифровую реальность.
Прошло ли всё гладко с информационной системой? Ну вы же понимаете, что развиваться всё должно постепенно, а тут бах и более двадцати восьми миллионов страждущих стучится в ваши цифровые двери. Какая даже оффлайн структура с таким наплывом справится? Конечно сервису пришлось не просто туго, а откровенно плохо. Однако распределив технологические мощности сайт ожил и побившая все рекорды услуга, за всё время существования сервиса, все же была оказана в полном объёме всем желающим.
Чтобы читатель понял, я приведу немного статистики. В спокойный период сайт госуслуг посещали 3 миллиона человек. 12 мая, сразу после того, как Владимир Владимирович Путин объявил о выплатах, там оказалось 28 миллионов. Это было тяжело, но в данный момент оформление услуги продолжается и занимает всего 2-3 минуты. Все данные автоматически подтягиваются в форму для заполнения из профиля пользователя. Остаётся только ввести банковские реквизиты. И этот опыт можно назвать серьезным шагом к цифровому государству. Подано более 10 миллионов заявлений. 99% людей смогли оформить заявку на услугу не выходя из дома. Теперь ждут выплат, которые начнутся с 1 июня.
Давайте подумаем вот о чём. Много ли в мире вы найдёте систем с такими возможностями? Вот так, чтобы за раз 28 миллионов обращений обработать? А у нас есть! И это будущее. Не идеально, но всё же.
Введение цифровых пропусков.
Это ещё одна задача которую предстояло решить цифровому направлению. Безусловно, когда речь шла о введение цифровых пропусков, особое внимание простые люди уделяли сохранности персональных данных. Конечно, как любая ограничительная мера определённые опасения со стороны граждан это вызвало. Но изначально правительство декларировало и сегодня это подтверждается, что с выходом регионов с режима цифровых пропусков все данные об их перемещении, выходах, движении будут удалены.
Но этого мало. Ещё вызов. Всех организованных туристов из за границы вернули, а потом оказалось огромное количество граждан находящихся за рубежом , которые нигде не учтены. Что делать прикажете? Министру с коллегами пришлось сесть и прописать алгоритм для того, чтобы быстро наладить работу совместно с министерством транспорта, совместно с министерством иностранных дел.
Надо заметить, что Мишустин цифровой премьер и поэтому все услуги он контролирует лично. Любой сервис, который вводится, проходит через его контроль качества.
С точки зрения вывоза граждан это стало на данный момент рядовой технической процедурой. Чиновники организовали через портал госуслуг и сделали 122 рейса за этот период. И более 22 тысяч граждан России, успешно, эффективно, вывезли с территории иностранных государств. Без суматохи и неразберихи.
Те кому нужна помощь регистрируются на портале госуслуг, на конкретный рейс в порядке живой очереди формируются списки. Эти списки передаются авиакомпании и когда люди приезжают в аэропорт, они точно уверены что сядут на этот конкретный самолёт и смогут улететь. Больше не надо дозваниваться, ждать оператора, всё можно сделать очень быстро электронным методом.
Есть ещё много вопросов, которые предстоит решить. Со временем в нашей стране заменят бумажные паспорта на смарт-карту. Уже сейчас ведутся работы по этому поводу. Помните весь тот хайп, который поднялся в интернете по поводу "Мобильного идентификатора", приложения для сотового телефона заменяющего паспорт? Я писал об этом здесь. Почитайте, помогает увидеть выгоды от такого порядка вещей.
Можно ещё продолжать описывать эксперименты программистов и министров в попытках сделать нашу жизнь лучше по средствам цифровых систем. Но формат этой статьи не позволяет мне этого делать. Расскажу чего нибудь интересного в следующем материале. Подписывайтесь на канал, будем говорить о политике, государстве, обществе, законах и о любви к родине конечно.