Найти тему
AnanasArt

Традиционная акварель Китая и Японии

Добрый день, уважаемые читатели!
Совершим небольшой экскурс по странам, которые были первыми в использовании акварельной краски. К таким странам, традиционно, относят Китай и Японию. Итак, начнем.

Традиционно, Китайская акварель носит в себе символичный и можно сказать иносказательный характер. Изначально акварельными красками рисовали на бумаге (в том числе и рисовой), но постепенно в искусстве акварельной живописи начали использоваться и другие материалы. Рассвет акварельных красок в Китае пришелся на 8 век н.э., в период правления династии Тан.

-2

Большинство из известнейших китайских художников служили при императоре в качестве секретарей. К сожалению, само понимание акварельной живописи на тот период времени не существовало. Но известно что существовала техника водяной живописи, которая по техникам и картинам напоминает акварель в современном ее понимании. Изображая различные объекты природы - пейзажи, животных и другие, художники зачастую делали дополнительные надписи на картинах.

-3

Около 2000 лет назад, согласно историческим источникам, в Китае впервые появилась так называемая мягкая бумага. Особенность этой бумаги заключается в том, что она не позволяет наносить краску многослойным способом. Работа по такой бумаге заключается в том, что цветовое пятно, которое наносится на бумагу должно быть уже достаточно ярко и насыщенно, а мелкие детали прорисовываются дополнительно кончиком кисти или пером. Со временем, качество бумаги улучшалось, но традиция рисования на ней осталась прежней.

-4

Одним из классических материалов китайской акварели - тушь. Как и в древние времена, акварельная тушь, изготавливается по старым рецептам вручную, разница лишь в том что раньше она хранилась в виде пластинок, которые необходимо было растирать на камне и добавлять воду.

-5

Современную же акварельную тушь можно найти в виде небольших брикетов. Благодаря своему составу, который китайские мастера держат в секрете, тушь легко впитывается в бумагу или шелк и после высыхания уже не смывается.

-6

Особенность китайской живописи, в том числе и акварельной - это раскрытие большого через малое. Созерцание природы и желание передать увиденное великолепие - главное желание китайских художников времен правления династии Тан. В каждой картине можно увидеть отношение художника к мирозданию. Но, с каждым рисунком каждого художника, за объектами закреплялись определенные символы. Так, пионы стали обозначать богатство, хризантемы - осень, а сосны, соответственно, долголетие. Еще одна особенность китайских художников - раскрытие большого через малое. Художники передают нам не только правдивые жизненные явления в окружающем мире (и в природе в целом), но и стараются передать неуловимый миг движения мироздания.

-7

Школа китайской акварели, была создана под влиянием богатейшей китайской культуры, усилиями нескольких поколений художников. Эта школа акварельной живописи имеет свой неповторимый почерк, национальный колорит и самобытность, которая сквозь века проносит в себе дух времен.

-8

В 4-6 веках н.э., в период правления династии Кофун и Асука, во время преемственности страной восходящего солнца буддизма и китайских традиций, в страну было завезено множество произведений искусства. После чего, в Японии, начало бурно развиваться живопись по аналогии с китайским стилем. В это же время в страну и пришла акварель. В последствии, живопись в Японии нашла свой отклик в религиозном направлении. Не протяжении 14-15 веков, традиционным картинами в акварельной технике, выполненные японскими художниками были монохромные пейзажи, которые украшали дворцы военной элиты и аристократов. Такими выдающимися художниками того периода были Китидзан Минтё, Дзёсэцу и Сэйссю Тойо. В 14-16 веках в Японии начал развиваться стиль рисования под названием "суми-э".

-9

Традиционно, в Японии, как и в Китае, образованные древние жители мужского пола увлекались росписью тушью и японской живописью акварелью. Примерно в 7 веке нашей эры, японские монахи привезли эту технику рисования из Китая. Суми-э (или в Китае "сайбокуга") - стиль изображения, который очень близок к акварели. Но, существенным его отличием является использование только двух цветов - черный и серый. При рисовании в этой технике главными являются тени. Это они позволяют передать глубину рисунка, а интенсивность нанесения краски и сила нажатия мазков передают эмоциональную окраску картины. Все это передается только благодаря туши. Поэтому стиль Суми-э - это монохромная живопись тушью.

-10

Традиционно, эта техника использовалась японскими монахами-буддистами для познания дзена. Примерно в 16 веке н.э., начало появляться множество художников этого направления, большинство из которых были самурайского происхождения. В пейзажах этого периода японская акварель уже становится вполне самостоятельной, но до сих пор несет в себе отпечаток своего китайского происхождения.

-11

Ориентация на образцы китайской живописи во все времена была свойственна японской монохромной живописи. Но, благодаря своей удивительной способности к интерпретации, японские художники привнесли в этот стиль свое неповторимое и уникальное видение.

-12

Впитав в себя дух и мистику буддизма, суми-э воплотила в себе основные мотивы этой религии. Как, несколько произнесенных слов, проведенных в многих часах медитации в Дзен, так и простые линии, написанные черной тушью могут представлять в себе сложную модель мироздания. Образы, воспроизведенные в этой технике, художник хранит в своих воспоминаниях, поэтому этот стиль акварельной живописи передает суть вещей, а не их прямое изображение.

-13

Надеюсь вам был интересен этот небольшой экскурс в тему акварельной живописи. Если Вам было интересно, советую также почитать Техники акварельной живописи, послойная техника акварельной живописи, свет в акварели, дополнительные методы для работы с акварелью или же окунуться в мир современных художников-акварелистов, которые рисуют гиперреалистичные картины в этой технике.

Спасибо большое за внимание!
Подписывайтесь на канал, для меня это важно! :)