Найти в Дзене

[Введение]

Идея завести этот канал маячила в голове довольно-таки давно, без надежды обрести конкретную форму. Но, как наверное многие почувствовали на себе, самоизоляция может приводить к неожиданным исходам. Потому давайте попробуем.

Меня зовут Катя и я Senior Design engineer в одной автомобильной компании. Что такое Design в контексте английских инженерных терминов? Design - это про разработку конструкции и проектирование. Т.е. про то, какой толщины должна быть панель металла, какой допуск назначить, как сделать так, чтоб после трех лет эксплуатации болтовое соединение не раскрутилось итд. И да, это совсем не о том, в каких цветах оформить салон самолета, автомобиля или вагона поезда.

Теперь чуть больше контекста:

  • Я живу и работаю в России. Закончила университет по специальности инженер-ракетостроитель. Ни одной ракеты так и не построила, хотя когда-то мечтала. Более того, мне так и не довелось поработать на классическом оборонном предприятии и почертить по ГОСТу. Зато я знаю что такое ASME и JIS, т.к. занималась неотечественными самолетами, а теперь занимаюсь автомобилями. Весьма вероятно, что закончу я свою карьеру где-то на фабрике велосипедов.
  • Сегодня профессия инженер - это очень большой разброс должностных обязанностей и хард скиллов. От чертежника, который правит ошибки на чертежах или делает разузловку (вот это термин!) в 3D, до технического менеджера по продажам. В компании где я работаю, инженер отвечает за три основных направления: cost, quality, delivery. Т.е. вы должны управлять не только тем, как ваше инженерное решение работает (т.е. выполняет заданную функцию с заданным качеством), но и из чего складывается стоимость решения (включая логистику, упаковку итд), и сколько нужно времени, чтобы решение внедрить (включая проектирование, тестирование, подготовку производства, доставку, и не забудьте еще backup если что-то пойдет не так!). И еще один важный нюанс: сегодня большие компании не берутся разрабатывать компоненты большого изделия самостоятельно - это требует слишком больших ресурсов и затрат. Гораздо проще и выгоднее обратиться к поставщику, работающему с другими такими компаниями, и заказать ему не только производство детали, но и ее разработку. В моем случае это значит, что ни я ни мои коллеги не являются глубокими экспертами в том, как какая-то конкретная деталь работает сама по себе. Наша основная экспертиза про то, как деталь должна работать в составе конкретного автомобиля. Почему это важно? Наша работа включает в себя достаточно большой процент менеджмента поставщиков. Нельзя просто взять и подготовить чертеж, нужно, чтобы это сделал поставщик: в нужное время, с нужным качеством, и желательно бесплатно.
  • Так как я Senior инженер у меня есть своя команда. Мы отвечаем за определенный периметр деталей в автомобиле. Внутри команды ответственность разделена таким образом, что в 80% случаев задачи ребят не пересекаются, т.е. по сути каждый из них - эдакий универсальный солдат. Команда состоит из четырех инженеров, позвольте мне кратко их представить: Красавчик, Болтун, Академик и и Новичок. По характеру, скиллам и акценту (основной язык - английский) они очень разные. А вот по возрасту - 30+/-3, собственно как и я. Красавчик - самый опытный, аккуратный, ответственный и очень ранимый. Болтун - может закончить любую фразу, никогда не согласится, что он где-то что-то продолбал, но всегда в итоге сделает по-вашему, потому что он оппортунист. Академик - на самом деле я хотела подобрать другой архетип, что-то типа боец или сержант, но в общем ряду было не фонетично. Главный принцип не расходовать умственные и временные ресурсы там, где не приказано (приказано и необходимо - это разные вещи). Любитель поспорить, может довести почти любого, а в конце еще и прибавить, что в теме вы не разобрались. Часто при анализе инженерных изменений использует бытовой опыт "вот я когда балкон ремонтировал..." Очень скоро защитит кандидатскую диссертацию. Каждый день в обед ест чеснок. Новичок - мастер оптимизации. Практикует подход GTD, т.е. все, что вы просите его сделать, аккуратно записывается в блокнот - не надеяться же на память. 80% задач там в блокноте и остаются. По спартански лаконичен в письмах, если вы найдете там обращение по имени - это большая удача. Имеет сильный иммунитет к срочным и важным задачам, т.к. в прошлом работал на заводе. Это значит, что срочное и важное придется делать вам.
Это не я. Photo by ThisisEngineering RAEng on Unsplash
Это не я. Photo by ThisisEngineering RAEng on Unsplash
  • Для баланса четвертым пунктом о себе. Недавно пройденный тест Кеттелла говорит, что я сдержанная, смелая, имею высокий уровень интеллектуальности, люблю покомандовать другими и редко признаю авторитеты. А еще супер подозрительная, чересчур тревожная, жесткая и прямолинейная. И хоть это совсем не похоже на то, как я сама себя воспринимаю, есть очень большая вероятность, что это правда. Роль руководителя для меня сравнительно новая, если не считать опыт вожатства в детском лагере (что, кстати, не так уж и сильно отличается от моей нынешней работы). Это значит, что многое в области руководства людьми мне пока не ясно, и делаю я, в основном, "по ощущениям", а не как надо. А еще я девочка-инженер. Это значит, что зачастую меня не слушают, перебивают, не воспринимают всерьез мои идеи и предложения. На текущей работе мне понадобилось два года постоянной и уверенной демонстрации своих хард-скиллов, чтобы просто получить право голоса, к которому будут прислушиваться. И за эти два года нужно было очень часто оказываться правой. Это в международной компании, где diversity один из главных принципов. Это совсем не грустно, не обидно, и не то чтобы несправедливо. Это реальность, которая создает устойчивость и антихрупость. По крайней мере, мне так хочется думать. Последнее о себе: к сожалению, мой мозг устроен таким образом, что он очень легко сваливается в хаос и панику, особенно под действием эмоций. Для меня это сильное и важное ограничение, с которым мне приходится существовать. И именно потому, что каждый день мне приходится преодолевать внутреннюю склонность к хаосу, я не переношу хаоса внешнего и обожаю создавать системы: от порядка на рабочем столе до планирования выходных и встреч с близкими (да-да, это занудство).
  • Последняя составляющая контекста будет о производственной отрасли. Массовое производство - это очень распространенная и при этом специфичная история. Изменения на производстве внедряются очень долго: одна только оснастка для новых деталей может изготавливаться в Китае два месяца, а потом еще плыть четыре. События же происходят очень быстро и реагировать на них нужно тоже соответсвенно - это конвейер и он постоянно в движении. Стоимость ошибки высока: либо остановка завода, либо большое количество изделий с браком. Кроме того автомобильный рынок очень конкурентный, а это значит вы всегда-постоянно-каждый день стремитесь снизить издержки, оптимизироваться и улучшиться. Часто бывает, что оптимизация для одного отдела становится настоящим геморроем для другого. Вот тут-то и открывается огромное пространство для любимого многими жанра деловой переписки - email срач. Нужно признать, что не мало хороших инициатив и идей остаются погребенными под копиями копий других копий таких писем. Как есть.
Photo by Tomas Yates on Unsplash
Photo by Tomas Yates on Unsplash

Почему же я решила вести этот блог? На это есть несколько причин:

  1. Осознавать и кристаллизировать свой опыт. Я загоняюсь по саморазвитию - прочитала не мало книг на эту тему, постоянно использую какие-то практики и ищу/внедряю новые. Увы, совсем недавно я поняла, что в моей голове есть много концептуального знания, которое никак не обработано и не осознано. Возможно, что это знание я даже как-то где-то и применяю, но совершенно не даю себе в этом отчет и не замечаю что это мне приносит: боль или удовольствие. Мне тяжело кратко сформулировать основную идею или мысль прочитанной книги или статьи, соединять между собой концепции и фиксировать ценные выводы/уроки в своей голове. Гипотеза такова: системное изложение своих мыслей здесь поможет мне навести порядок в голове и осмыслить ту информацию, которой забита моя голова.
  2. Уже довольно давно технари и ботаники стали популярными. Однако мне немного обидно, что во всей этой истории есть большой перекос в сторону IT. Существует много классных блогов программистов, дизайнеров, продуктовых ребят, стартаперов. При этом про работу и будни обычных "офлайн" инженеров, которые поддерживают работу огромного количества заводов и производст - практически ничего, кроме паблика Суровый технарь. Я работаю с молодыми и очень способными ребятами, которые каждый день решают сложные задачки, и далеко не всегда исключительно технические. Они разбираются в финансах, участвуют в тяжелых переговорах, менеджат поставщиков. Мало кто специально учился это делать. Вообще для меня инженер - это человек, который может решить любую проблему, и не важно из какой области.
  3. У меня есть свой маленький проект по развитию экологических троп в России Hike Russia! Я очень хочу сделать прогулки на природе популярным и супер доступным видом отдыха. Пока получается медленно и плохо. Но меня очень вдохновляет, что читателей и посетителей экотроп с каждым месяцем становится больше. Поэтому каждый раз в конце очередного поста я буду призывать вас найти ближайшую экотропу и отправиться на прогулку.

Ну и наконец, о чем буду писать:

  • практики, которые использую в работе и иногда за ее пределами;
  • истории (в основном неудач), а также вынесенные уроки;
  • задачи, к которым пока не удалось найти подход и решение;
  • интересные мысли из прочитанных книг и статей.

Будет особенно круто, если по итогам публикации у нас получится какое-то обсуждение. Для меня это ценно, потому как я очень люблю подсматривать за другими людьми и воровать у них хорошие практики/мысли/книги.


С введением на этом все. Погнали.