Трамваи в Санкт-Петербурге - это привычный вид транспорта. Но давайте вспомним, как он прокладывал себе дорогу в нашем городе, и какие неудобства горожане испытывали в «переходный период» от конки к трамваю.
"Немало хлопот и несчастий обывателями причинили неурядицы трамвайного дела в Петербурге. Вчера, например, на Архиерейской улице легковой извозчик с седоками свалился в траншею, вырытую для укладки рельс трамвая чуть ли не месяц назад и до сих пор ещё не зарытую" - Газета «Петербургский листок», май 1907
В результате дорожно-транспортного инцидента извозчичья пролётка оказалась «изломанной и измятой», седоки же, по счастью, отделались ушибами и ссадинами. Вознице повезло меньше: он был придавлен экипажем и серьёзно повредил ноги.
В те весенние дни Петербург лихорадило не только по причине политических событий (со дня на день ожидался роспуск царём Государственной Думы, с которой правительство не сумело сработаться). Были проблемы более приземлённые, но для горожан очень даже болезненные. Петербург переходил с конок на электрический трамвай, и прокладка коммуникаций для этого вида транспорта приводила к сужению проездов, а, следовательно – к небывалым пробкам.
Владельцы конок упорно сопротивлялись нашествию трамвая, и лишь в 1902 году, в результате длительного судебного разбирательства, Санкт-Петербургская городская дума сосредоточила в своих руках практически все линии конно-железной дороги. Тогда появилась возможность модернизировать рельсовый транспорт, перевести его на электрическую тягу. Было давно пора – ведь многие крупные не только европейские, но и российские города уже пользовались трамваем, а столица плелась в хвосте.
В 1904 году был, наконец, разработан проект постройки электрического трамвая, но осуществить зараз весь объём работ оказалось непосильной задачей. Требовалось повсеместно переустроить уличное покрытие, проложить кабель и протянуть по всему городу воздушные провода. Кроме того, трамвайная комиссия опасалась, что большинство из 65-ти петербургских мостов, по которым должны были быть проложены трамвайные линии, попросту не выдержат нагрузки – значит, их необходимо реконструировать. В итоге городские власти решили действовать поэтапно, и разделили работы на несколько очередей.
Прокладка трамвайных линий стартовала в 1905 году, и горожане вскоре на своей шкуре ощутили все прелести переходного периода. Газеты наперебой рассказывали о «трамвайных неурядицах». Так, на Аничковом мосту, расширяемом под трамвайное движение, как-то вечером ветром завалило плохо укреплённый забор, ограждающий место работ. «Коночное движение, уже кончавшее рейсы, было прекращено. Собралась громадная толпа, из которой некоторые добровольцы пытались «привести в чувство» забор». К счастью, «катастрофа оказалась комического свойства» – вдоль забора в момент его падения никто не проходил.
Справедливости ради стоит сказать, что городское правительство прилагало усилия для уменьшения пробок. Так, одна из газет поместила рисунок, на котором изображена платформа с большими колёсами и вышкой, с которой электрики протягивают над путями провода. И комментарий:
И правда – на рисунке конка беспрепятственно миновала место высотных работ.
В конце концов, все неурядицы остались позади, строительство петербургского трамвая было завершено. 16 сентября 1907 года из Василеостровского парка выехал разукрашенный флагами трамвайный вагон: в Петербурге началось регулярное трамвайное движение.
"На всём протяжении публика тесной толпой сопровождает новый трамвай, выражая своё искреннее ликование" - сообщил о триумфальном появлении нового вида транспорта «Петербургский листок».
Автор статьи: Чепель Александр Иванович, краевед, кандидат исторических наук, член Совета СПбГО ВООПИиК, ведущий авторской рубрики сайта «Открытый город».