Я люблю этот фильм, в отличие от самого автора, выдающегося французского режиссера Франсуа Трюффо. Сам Трюффо эту свою картину не жаловал, не счел удачной, насчитал в работе над ней множество ошибок. Например, сожалел, что не снял фильм на черно-белой пленке, что стилистически более соответствовало бы направлению нуар. Считал, что выбор прекрасной, утонченной, изысканной Жанны Моро на роль хладнокровной мстительницы за смерть мужа не слишком правильный. В этом месте вполне можно поспорить с мастером.
Жанна Моро - выдающаяся актриса. Сегодня, когда прошли годы и десятилетия с выхода её лучших работ, в кинематографическом сообществе говорят о ней, исключительно как о крупнейшей актрисе европейского кино прошлого века. И не поспоришь. Было много кинозвезд, секс-символов и ещё Бог знает кого, но такую глубину, такое понимание роли, такой психологизм редко какая актриса сумела продемонстрировать.
Вот и эта драма. Хрупкая, утонченная героиня Моро - Жюли носит с собой записную книжечку с пятью фамилиями. Пять потенциальных её жертв, которых она считает виновными в гибели мужа.После ликвидации очередного персонажа, она достает книжку и вычеркивает его имя. Действующая внешне вполне хладнокровно, с леденящим душу спокойствием, она обнаруживает свои переживания, когда приходит на исповедь. Очевидно мучимая сомнениями, она выслушивает священника, но не принимает его аргументов. Выйдя из церкви, продолжает воплощать свой план мести.
На самом деле, несмотря на действительно изощренный сценарий, который героиня расписала для каждой жертвы, несмотря на кажущуюся хладнокровность, наружу прорывается её хрупкость и уязвимость. Я смотрю на неё и понимаю, насколько ей страшно и одиноко и путь её очень короток, она семимильными шагами идет к финалу своей жизни, понимает это, стремится к этому, чтобы оказаться рядом с любимым. Там, в другой жизни...
У этого фильма немало критиков. Да, согласна, что "Невеста была в черном" - не главное творческое достижение Трюффо; у него есть более яркие и выдающиеся картины. Но неправильно подходить к этому фильму с мерками обыкновенного детектива. Это не есть детектив в чистом виде. Это драма. Тогда многое становится на свои места. С точки зрения драмы не так важно, что отсутствует лихо закрученный, запутывающий зрителя, детективный сюжет. Трюффо отступает от законов детектива в пользу психологизма и глубины эмоциональных переживаний героини.
А в этом свете Жанна Моро очень хороша. Холодная, почти заледеневшая внешне, она лишь в некоторых моментах сюжета приоткрывает зрителю мучительные и терзающие её изнутри сомнения и переживания.
И неважно, что есть некоторые корявости в сценарии, прямолинейность действия и не слишком удачный финал, но фильм хорош как некое режиссерское исследование, поиск, который показывает, как далеко может пойти женщина в своем желании отомстить.
Не стану спорить с теми, кто говорит, что атмосферу хичкоковского нуара, который стремился показать режиссер, не удалось создать, но как зрителя, кино меня захватило. По крайней мере, смотришь до конца, не отрываясь. Эта женщина, которая для себя однажды и навсегда всё решила, держит зрителя в напряжении, и, пересматривая картину, обнаруживаешь, что это впечатление не было случайным при первом просмотре.
Спасибо всем, кто дочитал до конца!
И если статья показалась Вам интересной, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.