Кто бы мог подумать, что простая экскурсия может так изменить жизнь? С той памятной «ночи в музее» Рита стала, как говорят в таких случаях люди, «сама не своя» Точнее с тех пор, как она увидела эту картину. Теперь в свободное своё время она не отдыхала с подружками в любимом кафе, пропускала бассейн (абонемент теперь бездарно пропал) и, даже, забросила свои любимые психологические тренинги. Она спешила в музей, чтобы просто постоять рядом с этой картиной.
Вот и сегодня – в свой День Рождения она здесь. Приветливо кивнула охраннику, перебросилась парой фраз о погоде с гардеробщицей и проскользнула в длинный извилистый коридор. Сначала прямо, потом налево, за поворотом маленькая лесенка и снова прямо, а вот и знакомые двери. Зал №8.
А вот и картина. Странная и такая притягательная. Правда, никого кроме Риты в зале нет и, похоже, ни на кого кроме неё картина так не действует. Рита ощущает лёгкое головокружение при первом же беглом взгляде на тот мир - за стеклом в раме.
На картине маленький домик, утопающий в вечерних сумерках. На переднем плане окно, освещённое светом большой свечи и женская фигура, будто прильнувшая к оконному стеклу. У окна большой пышный куст цветущего шиповника. Свет всходящей луны освещает его, а остальной сад утопает в вечерней мгле.
Рита замирает у картины, ей хочется что-то вспомнить, что-то важное. Но что?
Чьё-то хриплое покашливание выводит её из оцепенения.
- Простите, девушка, могу ли я вас спросить?
Рита оборачивается. За её спиной стоит пожилой мужчина. Невысокий, в клетчатой рубашке, длинные волосы зачёсаны назад и собраны в хвостик, а глаза… Вот глаза его Рите показались странными. Непонятного цвета – то ли карие, то ли зелёные, и смотрят вроде бы на неё, а вроде и как-то сквозь неё. Нет, они точно не знакомы, и она его раньше никогда не видела.
- Да. Пожалуйста, спрашивайте, - улыбнулась Рита.
- Я заметил Вы подолгу рассматриваете эту картину. Чем же она Вам так приглянулась? Вы не обращаете внимания на другие произведения искусства. Вас интересует только эта. Почему?
- Сама не могу понять, - честно призналась (неожиданно для самой себя) Рита, - почему она притягивает меня? Кажется, я всё это уже где-то видела. Но в искусстве я не очень-то понимаю, честно говоря. Я – фармацевт. В аптеке работаю.
- Да. И зовут Вас Маргарита, Вам сегодня исполняется 31 год, и Вы – незамужем, верно? – перечислил вдруг незнакомец Ритины жизненные достижения.
- А Вы откуда про меня столько знаете? – нахмурилась Рита.
- Не волнуйтесь, Рита, - успокоил незнакомец, - я знавал ещё Вашу бабушку. И я здесь для того, чтобы кое-что Вам подсказать. Я помогу Вам вспомнить Ваше далёкое прошлое. Очень далёкое. И, возможно, Вы с благодарностью будете вспоминать нашу встречу в будущем. Пройдёмте-ка со мной. Уверяю, Вам не о чем беспокоиться. Я не желаю Вам зла.
Если бы этот странный человек встретился ей в другое время и в другом месте, она бы точно никуда с ним не пошла. Но здесь в пустоте музейного зала, рядом с этой необычной картиной встреча эта показалась ей почему-то вполне уместной.
Незнакомец сделал приглашающий жест рукой, и открыл маленькую неприметную дверцу в углу зала, галантно пропуская её вперёд.
За дверцей было темно и пахло подвальной сыростью.
- Осторожно, здесь ступеньки, - предупредил незнакомец.
Они стали спускаться по ступеням куда-то вниз. Страха Рита не ощущала, скорее любопытство или ожидание чего-то неизбежного, но важного.
Ступеньки закончились. Рита остановилась. Раздался щелчок включателя, зажглась тусклая лампочка мощностью не более 40 ватт. Рита осмотрелась.
По всей видимости это была музейная подсобка. Кругом стояли какие-то ящики и коробки. Стопки газет и книг, перевязанные верёвкой. Незнакомец указал ей на небольшое старенькое кресло рядом с круглым столиком, наподобие журнального, но явно имевшего антикварную ценность. Она присела.
- Не будем терять зря время, - молвил незнакомец, усаживаясь напротив неё на какой-то ящик.
- Сейчас Рита, Вы вспомните кое-что интересное. И Вам станет понятно, почему Вам так понравилась именно эта картина. Я предложу Вам немного вина. Это хорошее старое вино. Такого в супермаркете не купить, уверяю Вас.
Он опять загадочно улыбнулся. В его руках как-то оказалась бутыль тёмного стекла без этикетки и обычная чайная чашка.
- Вам будто бы привидится сон. Интересный сон. Всего на пол часа. И Вы кое-что поймёте. А потом мы поговорим, если пожелаете. Пейте, - и он протягивает ей чашку.
Она храбро делает глоток. По вкусу напиток совсем не похож на вино. Сладкий и острый одновременно. По телу сразу разливается приятная горячая волна, немного кружится голова и вдруг Ритина реальность начинает сначала двоиться, а потом и троиться.
Вот она сидит на кресле в подсобке музея с чашкой в руках.
И она же стоит у окна, прислонившись лбом к стеклу и смотрит на роскошный куст шиповника в лунном свете. Ей сегодня исполнился тридцать первый год Там за стенами усадьбы днём шумела большая жизнь. Гремели колёса повозок, цокали копыта лошадей, визгливо бранились женские голоса, пищали дети, балагурили мужики. А ей выпало век вековать горемычною приживалкой в семье родного брата. Нету приданного – и её женские годы сочатся по одному, как капли воды из худой посуды. Скоро уже будет совсем поздно…. Поздно для того самого, ради чего, собственно, и приходит в мир женщина. Шиповник вдруг начинает трепетать всеми листьями, будто вторя её грустным думам. Душно и нет даже малого ветерка.
- Будто сказать мне что хочет шиповник то, - думает девушка.
Ещё один глоток странного вина и Рита видит себя уже в саду. Большой куст шиповника скрывает их последнюю встречу с милым от посторонних глаз. Он смотрит куда-то мимо неё. А она зябко кутает плечи цветной шалью.
- Отец сказывает, мене жанить нать, - тихо говорит он.
- Дак ты жанись, Стёпушка, жанись, - глухо отзывается она, - всё одно вместе нам не быть.
- Всё одно лучше тебя никого и нету, - он привлекает её к себе, вдыхает запах её волос.
- Стёпушка, ну не нать. Дай нагляжуся тока на тебе на последях, - она оглаживает его лицо, всматривается пристально, старается запомнить каждую чёрточку.
- Вот ворочуся из похода и увезу тебя. Самоходкой пойдёшь ли за меня?
- Да ты воротися сначала, любый мой.
Глаза у неё сухие, а надо бы реветь в голос.
- Ты всё же пожди мене! – просит он. Она молча кивает в ответ.
Пелена тумана скрывает прошлое. Рита вздрагивает и некоторое время не может поверить, что это она сидит в подсобке музея изобразительного искусства. Незнакомец тоже сидит молча, не торопит её.
- Что же всё это значит? – спрашивает Рита, - Где я? И кто вы такой?
- Кто я такой, совершенно не важно, - как-то грустно и устало отзывается незнакомец, - А ты ждёшь его. Ждёшь уже без малого 500 лет! И скоро он появится в твоей жизни. Не упусти его на этот раз! Вам нужно хотя бы раз прожить жизнь вместе.
- А как же мне узнать его? Я не помню его лица... , - воскликнула испуганно девушка.
- Тебе поможет шиповник, Маргарита. Он узнает вас обоих.
Спасибо за внимание, уважаемый читатель!