Kraftzugmaschine Landbaumotor Lanz 80 PS typ 1914 (Lanz LC)
Страна: Германия
Год выпуска: 1914-1916
Производитель: Heinrich Lanz AG in Mannheim
Кол-во выпущенных: 81 (Заводские номера 40-120)
Экипаж: 2
Масса: 4800 кг
Ширина х Высота: 1600х2000 мм
Motor Lanz, 16077 ccm, 80 л.с.
Колесная формула 4х2
Где увидеть: Германия, Шпелле. Krone-Museum in Spelle, Lanz-Landbaumotor. 1917
Freunde historischer Landtechnik trafen sich vom 11.-13. August 2017 in Nordhor
Вслед за реквизированными трехколесными Landbaumotor Lanz 80 PS typ 1912 (Lanz LB), военные нацелились и отправили в артиллерийский парк-депо в Эссене (Zugmaschmenpark der fußartillerie), где собиралась вся подходящая для военных техника и более новые машины Landbaumotor Lanz 80 PS typ 1914 (Lanz LC). Новые машины оказались еще более удачными и на фирме Ланц стали рассматривать рынок военных тракторов, как перспективный.
Начав в 1912 году производство трехколесных культиваторов с системой венгерского конструктора Козеги (Landbaumotor, System Köszegi), конструктора фирмы Lanz достаточно быстро поняля, что для немецких требований конструкция машины не современна, и ее нужно срочно менять. В итоге от старой конструкции, которую немцы купили у венгров, осталась только сама фреза и идея. Трактор стал 4-х колесным, фреза получила собственные опорные колесики, привод на фрезу шел от раздаточной коробки, гидравлическая система поднятия сохранилась. В итоге от мотокультиватора до универсального трактора остался один шаг. И переделать его в артиллерийский тягач стало проще-простого, чем и воспользовалась прусская военщина с началом войны.
Созданная в 1859 году в Мангейме компания Lanz занималась поставкой и ремонтом сельхозтехники, такой как корморезки и молотилки. И только после прихода в семейный бизнес Генриха Ланца она превратилась в производственную. Фирма занялась производством паровых локомобилей в 1878 году. Вместе с локомобилями выпускался и широчайший ассортимент сельхозтехники от молотилок, ставших символом фирмы, до сноповязок. С 1887 года все паровые молотилки Lanz были оснащены предохранительными устройствами для предотвращения несчастных случаев.
За последние четыре десятилетия 19 века было поставлено более 10 000 паровых локомобилей, 7 000 больших и более 120 000 средних молотилок, 180 000 машин для приготовления кормов, и около 90 000 других машин. Фирма Lanz стала в конце 19 века крупнейшим производителем сельскохозяйственной техники на европейском континенте. Генрих Ланц умер в 1905 году, его сыну Карлу остались крупнейшая компания с 3000 сотрудников и пожелание начать выпуск паровых транспортных машин.
Карл Ланц успешно продолжил дело, визитная карточка завода - молотилки становились все больше и мощнее, компания росла, в 1909 году число сотрудников превысило 4000 человек. Во время первой мировой войны в Мангейме продолжали выпусать сельхозмашины и наладили серийное производство мощных 100-сильных тягачей для артиллерии. Поражение Германии в первой мировой войне стало для фирмы Ланц временем перезагрузки, когда на первый план вышло не "мощнее, дальше, дороже", а "больше и дешевле". Бестселлером стал одноцилиндровый трактор Ланс-Бульдог с двигателем с калильным зажиганием, совсем не похожий на все, что делалось фирмой раньше.
Производство 4-х колесных мотокультиваторов Ланц началось только летом 1914 года и по большому счету уже ничего поменять для фирмы не могло, война была на носу и столь мощные машины были нужны только в армии, где, как оказалось нет совершенно тягачей для осадной артиллерии. Все выпущенные до начала войны и военный выпуск ушел в тяжелые батареи. Точной информации о количестве выпущенных Landbaumotor Lanz 80 PS typ 1914 (Lanz LC и LCM), нет, но судя по всему в армии применялось не более десятка машин такого типа. Все машины использовались в средней и тяжелой артиллерии для перевозки от артиллерии от 15-см.
В любом случае применение тракторов, реквизированных у потребителей и заводов, было временной мерой, которая по большому счету не помогла. В 1914 году ситуацию спасли австрийцы с их тягачами Порше, и пушками Шкода, а когда армия готовилась к новому наступлению в 1917 году, в строй вступили уже машины новой генерации, в том числе сто сильные Lanz LD. Судя по фотографиям военных, которые на тягачах Landbaumotor Lanz 80 PS typ 1914 (Lanz LC) выполняют совсем не военные работы, некоторые машины, вместо того, что бы простаивать в парках, были отправлены на помощь немецкому крестьянству вместе с экипажами, хотя может быть так машины прятали от комиссий Антанты, которые точно бы их порезали на металл. Немного модернизированный после войны трактор Lanz LCM выпускался до 1926 года, Всего было выпущено около 500 тракторов - строителей земли.
Источники:
http://www.bungartz.nl/hist-frezen.html
Militärfahrzeuge des deutschen Heeres: 1905-1918 (Typenkompass) | Wolfgang Fleischer | ISBN: 9783613033580