Найти тему
МОСГОРТУР. Музеи

Как Булгаков дописывал "Мастера и Маргариту". Часть II

Оглавление
М.А Булгаков. Фотография предоставлена Музеем М.А. Булгакова
М.А Булгаков. Фотография предоставлена Музеем М.А. Булгакова

В прошлом году Музей М.А. Булгакова провел выставку "Роман о Мастере: последние правки". Она показывала, о чем думал писатель, прощавшийся с жизнью, о каких вещах торопился сказать в своем легендарном романе. Вспоминаем некоторые истории, которыми с нами поделились кураторы выставки.

Первую часть можно прочитать здесь

Несвобода слова

Уязвимость человека и писателя, который высказывает свое мнение и постоянно находится под угрозой – очень важная для Булгакова тема, в последней редакции она особенно заостряется.

Страх получить наказание за лишнее написанное или сказанное слово нашел отражение в дописанном эпизоде со Степой Лиходеевым, который увидел опечатанную дверь в комнату Берлиоза:

«И тут закопошились в мозгу у Степы какие-то неприятнейшие мыслишки о статье, которую, как назло, недавно он всучил Михаилу Александровичу для напечатания в журнале <...> Немедленно вслед за воспоминанием о статье прилетело воспоминание о каком-то сомнительном разговоре, происходившем, как помнится, двадцать четвертого апреля вечером тут же, в столовой, когда Степа ужинал с Михаилом Александровичем <…> До печати, нет сомнений, разговор этот мог считаться совершеннейшим пустяком, но вот после печати...».

Памятник Маргарите

Михаил Афанасьевич и Елена Сергеевна Булгаковы. Фотография предоставлена Музеем М.А. Булгакова
Михаил Афанасьевич и Елена Сергеевна Булгаковы. Фотография предоставлена Музеем М.А. Булгакова

Прототипом главной героини романа была Елена Сергеевна. «Какой памятник тебе я вздул!», - говорил ей муж. В последней редакции писатель значительно дополнил образ Маргариты деталями из биографии супруги. До этого о героине рассказывал только Мастер, ее образ был достаточно общим и мог иметь большее количество равноправных прототипов. Делая один из них более значимым, Михаил Афанасьевич выразил свою благодарность человеку, который был ему бесконечно предан, и которому он был обязан. Практически всем.

«Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах. Маргарита Николаевна могла купить все, что ей понравится. Среди знакомых ее мужа попадались интересные люди. Маргарита Николаевна никогда не прикасалась к примусу. Маргарита Николаевна не знала ужасов житья в совместной квартире. Словом... Она была счастлива? Ни одной минуты! С тех пор, как девятнадцатилетней она вышла замуж и попала в особняк, она не знала счастья».

«Ну хватит, пожалуй»

Правки романа завершились 13 февраля 1940 года сценой похорон Берлиоза, на фразе Маргариты «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?». По воспоминаниям Елены Сергеевны, на этом эпизоде писатель сказал: «Ну хватит, пожалуй», и больше они уже не правили. Меньше, чем через месяц, Булгаков умер.

Впервые роман «Мастер и Маргарита» был опубликован в сокращенном виде в 1966-1967 годах, полная его версия была издана только в 1973-м…

Первая публикация романа «Мастер и Маргарита», журнал «Москва», №11, 1966. Источник: Википедия
Первая публикация романа «Мастер и Маргарита», журнал «Москва», №11, 1966. Источник: Википедия

Материал был подготовлен редакцией МОСГОРТУРа и впервые опубликован в "Учительской газете"

Не забывайте подписываться на наш канал и группы в Facebook иВКонтакте, чтобы всегда быть в курсе новостей московских музеях!