После мощного авиационного и артиллерийского огневого налёта сразу вспыхнули сотни зенитных прожекторов. Их свет был направлен прямо на позиции противника, ослепил и ошеломил его. В то же время он подсвечивал поле боя и помогал прицельно стрелять нашей атакующей пехоте и танкам… Примерно так обычно описывают начало Берлинской наступательной операции на Первом Белорусском фронте под командованием маршала Георгия Жукова 16 апреля 1945 года.
Свидетельства применения прожекторов, записанные по горячим следам в журналы боевых действий, указывают, чаще всего, на его неэффективность.
Поднятая взрывами снарядов и бомб пыль, дым многочисленных пожаров свели все усилия осветительных рот практически на нет. Кроме того, ответный огонь противника вывел из строя немало прожекторов, а в ряде мест прожектора были расставлены неудачно.
Да, встает вопрос - в чём ошибся Жуков?
Хотя он, как военачальник самого высокого ранга, был должен и имел возможность изучить предыдущий опыт таких операций.
Сделаем акцент на этой фразе - "Ответный огонь противника вывел из строя немало прожекторов".
Здесь напрашивается вывод - необходимо защитить прожектора от огня противника!
Уже в 1940 году англичане разработали концепцию прожекторных танков системы CDL (Canal Defence Light — прожектор обороны канала), названной так главным образом в целях дезинформации противника, поскольку пролив Ла-Манш, именуемый в Британии каналом, никто освещать не собирался.
Разработчиком необычного оружия считается Альберт Виктор Марсель Митцакис (Albert Victor Marcel Mitzakis). Этот британский офицер вместе с командором Королевского флота Оскаром Де Тореном (Oscar De Thoren) сконструировал рабочий образец нового прожектора и предложил установить его на танк. По замыслу разработчиков, супермощная световая установка должна была применяться в ночных боях. Луч света, направленный прямо на противника, дезорганизует его, не дает прицеливаться. А чтобы источник света не был поврежден, его и спрятали за броней.
Не поверю, что Жуков не знал об этих разработках. Масштабы производства превышали тысячи единиц. Почему он не перенял этот опыт?
Впервые работоспособная система была показана еще в 1934 году французским военным, но те отказались от нее, сочтя слишком уязвимой. Военное ведомство Великобритании успешно испытало устройство в 1937 году, после чего были заказаны еще несколько образцов. После длительных проволочек, спустя еще три года, когда уже буквально «припекло», дело дошло до серийного заказа на 300 установок, которые можно было установить на танки. Модифицированные башни проекта Canal Defense Light, а также все компоненты изготавливали на железнодорожных литейных заводах в Ланкашире и Кенте. Далее их ставили на серийные корпуса танков Matilda, Churchill и Valentine.
Вместо штатной на танк устанавливалась специальная башня из 65-мм брони, с расположенной внутри электродуговой лампой мощностью 8 млн. Вт. С помощью системы зеркал луч света фокусировался и направлялся сквозь узкую вертикальную щель в лобовом листе башни. В левой ее половине, за перегородкой, размещался оператор, управлявший прожектором, менявший электроды, а также, при необходимости, использовавший вооружение — пулемет BESA. Второй член экипажа — механик-водитель — по совместительству выполнял функции радиста.
В октябре 1942 года танки CDL продемонстрировали представителям высшего американского командования, среди которых были генералы Эйзенхауэр и Кларк, а также генерал Беренс из Департамента вооружения. По возвращению в США последний стал инициатором разработки технических требований к американскому варианту прожекторного танка. В качестве базы принимался средний танк М3, конструкция которого позволяла при установке прожекторной башни сохранить 75-мм пушку в спонсоне. А затем их ставили на корпуса танков M3 Lee и M4 Sherman, - всего 497 установок, оснащенных Canal Defense Light. Из них сформировали шесть батальонов, которые передали в командование британцам.
Главным оружием танков американского проекта Canal Defense Light была угольная дуговая лампа мощностью 12,8 миллионов кандел (в то время как сила света восковой свечки – 1 кд, лампы накаливания – 100 кд). В дуговой лампе светит электрическая дуга, которая появляется между двумя угольными электродами, которые постепенно испаряются (выгорают). Свет фокусируется большим вогнутым зеркалом, а используя несколько зеркал, получают прожектор. Питается установка электроэнергией от генератора мощностью 20 кВт.
Снаружи танка это выглядит как узкая (всего 5 см шириной) вертикальная щель на башне, которая имеет затвор, позволяющий создать эффект мерцания. Если свет направлен прямо на врага, тот не сможет нормально прицелиться. Более того, даже на расстоянии в 2 километра, если смотреть прямо на источник света, можно ослепнуть. Каждый танк проекта проекта Canal Defense Light создавал настоящее море огня. На расстоянии 900 метров освещалось пространство в 310 метров шириной и 30 метров высотой.
Прожекторная башня американской конструкции отличалась от английской деталями. В частности, британцы помимо пулемета BESA часто вооружали свои башни макетом 37-мм пушки. У американских башен макетов не было, да и пулемет был свой — Browning М1919А4. Кроме того, прожекторные танки на базе М3 оснащались более мощными лампами — в 13 млн Вт. Экипаж танка состоял из пяти человек. Привод на генератор мощностью 10 кВт осуществлялся от двигателя танка.
Стоит отметить, что световая установка была основным оружием танков CDL. В башне размещался оператор, который нацеливал прожектор, и командир, в функцию которого, помимо всего прочего, входила замена перегоревших угольных ламп. Для этого у него были толстые асбестовые перчатки. Также на прожектор можно было поставить красные и синие светофильтры, создать инфракрасную подсветку.
Опыту применения этих машин заметно мешала секретность проекта. Но определенных успехов достичь все же довелось.
Британская армия применила всего несколько штук танков CDL в боях в районе г. Гайленкирхен. Ранним утром 18 ноября 1944 года, еще до рассвета, несколько танков 375-й прожекторной батареи начали подсвечивать вражеские позиции, позволяя боевым машинам с тралами проделать проходы в минных полях. После этого яркий свет помог наступлению пехоты на вражеские позиции. Еще раз прожекторные танки применили 1945 году при форсировании Рейна . В ходе взятия г. Ремаген войскам союзников удалось предотвратить уничтожение железнодорожного моста Людендорфа, связывавшего берега реки Рейн. Этот мост позволил достаточно быстро перебросить войска на северный берег, что не устраивало противника. В течение нескольких недель немецкие войска пытались уничтожить мост и сорвать подготовку плацдарма. Для защиты моста от боевых пловцов было решено использовать прожекторные танки, имевшиеся в наличии.
Жаль, что наше командование не учло этот опыт союзников. А Жуков, будучи инициатором прожекторной атаки на Зееловских высотах, не использовал его в своих расчетах, при планировании и подготовке этой операции.
Спасибо, что прочитали.