Всем привет! Сегодня вы узнаете, как
Boeing 314 случайно обогнул Землю!
"Дорогая, я сегодня задержусь на работе, оставь мне пожалуйста что- -нибудь на ужин" -именно эти слова произнес Джон Поиндекстер перед тем, как отправится в самый обычный рейс. Вернуться к ужину он сможет только через месяц, при этом ему нужно будет облететь земной шар. В составе экипажа летающей лодки Boeing 314 он совершит первый в истории кругосветный перелет коммерческим самолетом. Случайный рекорд был вынуждено поставлен из-за начавшейся войны.
Морской аэропорт Ла-Гуардия Нью-Йорк США. 6 января 1942 года 5:54.( переговоры с диспетчером переведены близко к оригиналу.)
Пилот: Ла-Гуардия вышка, Ла-Гуардия вышка прием. Это Клиппер NC 18602 PAN AMERICAN. Рейс из Окленда Новая Зеландия. Прибытие к морскому терминалу PAN AMERICAN в Ла-Гуардия через 7 минут. Прием.
Диспетчер: Прошу прощения PAN AM CLIPPER 18602. Повторите еще раз. Подтвердите точку вылета. Прием.
Пилот: Повторяю еще раз. Рейс из Окленда, Новая Зеландия по обратной стороне долгим путем.
Вопрос диспетчера был отнюдь не случайным, ведь от Нью-Йорка до Новой Зеландии порядка 15 000 км. И более того пилот сказал, что они летели по обратной стороне, то есть маршрут был еще длиннее. Никогда, ни до не после, ни одна авиакомпания не совершала обычные рейсы на такие громадные расстояния. Эти переговоры были финишной прямой рекордного перелета длинной более чем в 50 000 км.
1 декабря 1941 года капитан Роберт Форд со своим экипажем готовился к выполнению рейса Сан- Франциско - Окленд, Новая Зеландия. Весь экипаж, конечно же, знал о войне, которой в то время была охвачена Европа, но все это было так далеко. Весь экипаж испытывал тревогу по поводу ухудшения отношений между США и Японией, но в целом для экипажа это был обычный рабочий день. Пожалуй только за исключением Джона Поиндекстера. Он был начальником отдела по авиационному оборудованию. Большую часть своей работы он проводил в офисе, но в тот день на самолете Форда была установлена новое радио оборудование; он хотел опробывать его лично и попросил взять его в полет в качестве еще одного радиста всего лишь на самый первый и короткий отрезок путешествия, а именно Сан-Франциско-Лос-Анжелес. Вскоре самолет без происшествий достиг Лос-Анжелеса и Джон уже позвонил жене,чтобы сказать,что он скоро вылетает обратно домой. Буквально через несколько минут по окончанию разговора с супругой ему срочно сообщили, что второй радист экипажа Клиппера доставлен в больницу с приступом аппендицита. По правилам, на длинных маршрутах в экипаж должны входить два радиста; не сумев быстро найти замену, Джон был вынужден согласиться и присоединится к экипажу на весь маршрут до Новой Зеландии. И вот ближе к вечеру Клиппер Калифорния взмыл в небо и взял курс на Перл-Харбор, а где-то очень далеко в тихом океане ровно тоже самое сделал военный флот Японии.
7 декабря 1941 года. Прошло три дня с момента вылета из Перл-Харбора. Клиппер уже был на финальном отрезке пути, когда радист сообщил капитану Форду новость, которую только что услышал по местной радиостанции, о том, что Перл-Харбор атакован Японией. Конечно, по началу в это никто не поверил, но все точки над i расставило сообщение на радиоканале Pan Am : Перл-Харбор атакован, выполняйте план "А".
В условиях назревающей войны все капитаны Клипперов получили запечатанные конверты, которые предписывалось вскрыть точно в нужное время. И вот время настало и капитан вскрыл конверт. В нем был четкий приказ: Следовать к ближайшей союзной авиабазе.
И так как путь назад был уже отрезан, то для экипажа это означало продолжение полета в Окленд. Сразу по прибытию в Окленд экипаж Клиппера получил новый приказ: обычный путь назад не возможен. Закрасьте на самолете все опознавательные, регистрационные знаки, двигайтесь в западном направлении, доставьте самолет в морской терминал Ла-Гуардия Нью-Йорк. Удачи!
Сказать, что экипаж был шокирован, это ничего не сказать. Ведь конечный пункт Ла-Гуардия означал, что им предстоял долгий путь длинной более десятка тысяч километров через океан и по совершенно не знакомой никому из экипажа территории. Они должны были сами обслуживать самолет, добывать топливо, запчасти, а также самостоятельно прокладывать маршрут, ведь на такой случай карты не дают ( имеются ввиду летные карты). И все это на фоне хаоса только что начавшейся войны, когда не было ясного понимания, какие страны теперь дружественные, а какие враждебные. А теперь добавим ко всему этому полное отсутствие денег. Как позже вспоминал сам Форд, их выручил один австралийский банкир, который узнав про их ситуацию выдал им 500 долларов.
Библиотекарь общественной библиотеки Окленда очень сильно удивилась, когда в зале появились несколько пилотов и попросили все имеющиеся карты, атласы и даже учебники географии! Это и был экипаж "Калифорнии". Через несколько часов напряженной работы примерный план был готов: первая часть маршрута - долететь до Австралии была безопасной и легкой. А вот дальше "Калифорнии" предстоял перелет в Африку вдоль побережья Азии. И хоть это и был полет через зону возможных боевых действий, маршрут в Африку напрямую на пределе возможностей своей машины пилоты посчитали более опасным. Планы пришлось чуть изменить, так как через несколько часов Форд получил приказ вылететь в Новую Каледонию, чтобы эвакуировать оттуда семьи сотрудников компании Pan Am и доставить их в Австралию.
На самолете все еще оставалась часть американского флага который из-за спешки не был полностью закрашен. Крошечная деталь, как в последствии оказалось спасет им жизнь.
Перелет до Дарвина прошел спокойно. После приземления они сразу же отправились в порт, чтобы добыть топливо, необходимое в их условиях, как воздух. Boeing 314 был одним из лучших самолетом, но большая дальность полета и высокие характеристики достигались преимущественно из-за мощных двигателей, которые требовали высокооктановый авиационный бензин. В мирное время с таким топливом проблем не было, но теперь гарантии,что такое топливо будет на всем пути, у них не было.
В Дарвине царил хаос и паника из-за недавнего налета и страха вторжения Японии. И по воспоминаниям самих пилотов в Дарвин впервые за несколько месяцев зашло грузовое судно битком набитое пивом, что наглухо парализовало работу морского порта. К огромному счастью они смогли договориться о бензине, но правда ни одного заправщика не было в наличии. И все топливо экипажу пришлось переносить и заливать в ручную. А теперь посчитаем: объем топливных баков Boeing 314 составляет 16 070 литров, а объем канистры 20 литров. Вопрос: сколько канистр понадобиться пилотом чтобы полностью заправить их самолет? Пишите свои варианты в комментариях.
Закончив заправку ночью, уже на утро Клиппер взял курс на Индонезию.
Командир Голландской авиабазы получив сообщение о неизвестном приближающемся самолете срочно поднял в воздух истребители для перехвата. Так как база практически ежедневно подвергалась налетам японцев, то летчики уже были на взводе. По рации командиру сообщили, что на самолете отсутствуют какие-либо знаки принадлежности. Летчики уже несколько раз запрашивали разрешение командира на открытие огня, но он колебался. Напряжение росло и все бы могло закончится очень и очень печально, если бы один из летчиков истребителя неожиданно не сообщил, что наблюдает на фюзеляже часть американского флага. Вот так спешка капитана Форда с вылетом и спасла жизнь всем находящимся на борту.
Клиппер спокойно приземлился на воду, но пилотов смущал один момент. Катер, который был выслан их встречать, почему-то не подходил ближе, чем на километр.Уже при личной встрече командир авиабазы сказал Форду, что им крупно повезло,что радиосвязь сегодня работала, так как до этого ее практически не было. Иначе истребители нажали на гашетку, даже не раздумывая. А так же и то, что они с тревогой наблюдали за посадкой их самолета, так как акватория, где было принято решение о посадке, была плотно заминирована от вражеских кораблей.
На авиабазе их приняли здорово: накормили, напоили, дали запасные части к самолету. Но были и плохие новости, а именно топливо. Они не могли дать экипажу высокооктановый авиационный бензин, так как запасы были рассчитаны очень строго. Но за то могли с радостью поделится обычным автомобильным бензином. В инструкции было строго сказано не использовать автомобильный бензин, но никто этого не проверял. и было не понятно к каким последствиям это может привести. Моторы могли сразу выйти из строя после запуска, могли и вовсе не запуститься, а возможно эффект скажется позже, когда они будут уже над океаном. Но выбора у них особо не было и они решили рискнуть и запустить двигатели и взлететь на остатках авиационного топлива, а уже в полете перейти полностью на автомобильный бензин. На следующее утро Клиппер покинул Сурабаю.
И вот, набрав необходимую высоту, скрестив пальцы, затаив дыхание, они переключили все двигатели на автомобильное топливо. По воспоминаниям самого Форда вибрация и хлопки были настолько сильными, что казалось, что двигатели вот-вот просто выпадут из мотогондол. Но бортинженер сумел настроить двигатели так, что вибрация вскоре уменьшилась и самолет вскоре взял курс на Цейлон.
К тому моменту, как настал рассвет, Клиппер был в воздухе уже в районе 19 часов и по расчетам штурмана они уже должны были приближаться к Цейлону. Как назло ориентированию мешала очень высокая облачность и поэтому они приняли решение спустится ниже кромки облаков. Самолет летел примерно на высоте ста метров, а экипаж Клиппера всматривался в горизонт в поисках берега, как второй пилот обратил внимание на объект прямо по курсу. Сначала все решили, что это кит, но, приближаясь, силуэт кита становился все более отчетливым, точно так, как и рубка на его спине на которой они вдруг с ужасом увидели символ восходящего солнца, а также матросов, которые уже бежали к зенитным орудиям. Японцы на подлодке, похоже, тоже не ожидали увидеть самолет. Пилот потянул штурвал на себя, но тяжелый 314-ый очень медленно и неохотно набирал высоту. Эти секунды, вероятно, показались длиннее самой вечности. Благо самолет уже успел скрыться в облаках, когда послышалось несколько взрывов в воздухе. К счастью, ни один не попал в цель и не нанес самолету никакого вреда. И вот уже спустя час они сели в Тринкомали.
На Цейлоне экипажу пришлось пробыть дольше, чем они планировали. После 30 минут полета произошел взрыв в одном из двигателей. Это сказался эффект автомобильного бензина. Они смогли вернутся назад и посадить самолет, но Рождество экипаж провел на Цейлоне, ремонтируя поврежденный двигатель.
Далее была остановка в Карачи, Бахрейне, Хартуме и посадка в Леопольдвиле. Перелет по данному маршруту прошел относительно гладко. Относительно, если не учитывать стрельбы по ним арабов, когда Клиппер пролетал над Меккой. Да и в целом, полет над сушей означал для самолета огромный риск, так как вынужденная посадка на грунт или куда- -либо еще могла привести к серьезным повреждениям, так как у Клиппера не было ни намека на шасcи ( а почему читайте в другой статье, которая называется " летающая лодка 30-х").
По воспоминаниям Форда Леопольдвиль был одним из самых приятных моментов их вынужденного путешествия. После посадки встречавшие их сотрудники Pan Am угостили их холодненьким пивом. Но, конечно же, самой главной радостью было то,что их могли обеспечить нужным авиационным топливом, так как далее им предстоял опасный перелет через атлантический океан. Следующей целью был Натал Бразилия, расстояние до которого было 5 600 км. А максимальная дальность полета клиппера была 6 000 км, то есть им нельзя было отклоняться от маршрута, ведь любое отклонение или даже встречный ветер означало то, что они не смогут дотянуть до пункта назначения. Именно поэтому экипаж принял решение заправить свой Клиппер сверх нормы. Это решение, как позже выяснится, могло стоить им жизни.
Понимая,что самолет перегружен, но у них нет другого варианта, экипаж начал готовиться к взлету. Они нашли прямой участок реки Конго длинной около 5 км. дальше начинался водопад и камни, но по их расчетам 5 км должно было хватить. РУДы( рычаги управления двигателями) были выдвинуты до упора, что означало, что двигатели находятся в максимальном режиме. Но из-за разряженного воздуха и жары перегруженный самолет никак не хотел подниматься в небо. Двигатели 314-ого могли работать на максимальных оборотах не более 90 секунд, превышение же этого времени грозило перегревом и ,как следствие, поломкой двигателя. Обороты были на пределе уже сверх этого времени, но самолет не взлетал и ,что еще страшнее, они очень быстро приближались к камням и водопаду. Каким-то чудом пилоты смогли оторвать самолет от воды, но он летел над ней всего на высоте нескольких метров, но теперь уже стали представлять опасность скалистые береговые утесы. Как вспоминал Форд, это было как полет в глубоком скалистом ущелье и каждый изгиб ландшафта грозил им гибелью. К счастью моторы не подвели, хоть и работали в максимальном режиме в 3 раза дольше положенного по инструкции времени. Клиппер смог вырваться из ущелья и взял курс на Бразилию.
23 часа 35 минут- вот новый рекорд для 314-ого и посадка в Бразилии в акватории города Натал. Местные власти попросили экипаж покинуть самолет для того, чтобы опрыскать его от желтой лихорадки, а также уладить некоторые формальности.
Уже через пару часов самолет был снова в воздухе и взял курс на Тринидад. Но только спустя 5 минут после взлета экипаж обнаружил, что бразильцы от желтой лихорадки опрыскали не только самолет, но также сейф и все его содержимое. Разумеется все деньги и документы были испорчены. Но это было не так критично, ведь следующая остановка была уже на авиабазе Pan Am.
6 января 1942 года в 5 часов 54 минуты утра Джон Поиндекстер дал сигнал капитану Форду о том, что он настроился на канал авиатерминала Ла-
-Гуардия. Вероятно это был для них самый долгий час, ведь по правилам посадка в терминале разрешалась только после 7 часов утра и им пришлось именно час кружить над Нью -Йорком . По итогу приземливший в Нью-Йорке Клиппер "Калифорния" стал самым первым пассажирским самолетом, который смог облететь Землю, совершив, пусть и не совсем полное, но кругосветное путешествие!
В общей сложности 209 часов в воздухе, расстояние в 50 695 км,18 промежуточных посадок в 12 странах на 5 континентах. За это громадное достижение Клиппер "Калифорния" был переименован в "Тихоокеанский".
Спасибо всем, кто дочитал до конца!