Или сражение при Лубино.
Еще одно из сражений в период Отечественной войны 1812 года, исход которого неясен.
После Смоленского сражения, обе стороны полагали, что свои задачи выполнили. Наполеон взял город, Барклай нанес максимальный урон французам.
Русские войска, дав сражение французам отступили и оставили арьергард сначала под командованием Корфа, а затем Тучкова 3-го, должен задержать французов на дороге у села Валутино.
На большой Московской дороге на пересечении дорог с Любино, укрепились русский арьергард. Французы быстро наткнулись на Тучковым, примерно в 10 утра, но из-за выгодной позиции и достаточно серьезных сил арьергарда, французы стали ожидать своих основных сил.
Силы арьергарда составляли:
- Пехота 3-го корпуса
- 6 орудий
- Подошедшие на помощь 4й корпус
- Корпуса 1-й, 3-й и 4-й армий.
Историки сходятся к тому, что в сражении у каждой из сторон участвовало примерно по 30 000 солдат
Российские силы заняли выгодную возвышенную позицию на пересечении двух дорог. И только в 17:00 французы совершили первую атаку на позиции Тучкова. Атаку закончившуюся неудачей возглавлял Генерал Ней.
В это же время к сражавшимся прибыл Барклай-Де-Толли и взял руководство русских сил на себя.
Следующая атака была под командованием маршала Мюрата силами кавалерии с левого фланга. Русским сильно помог стесненный лес и болотистые берега фланга и отошли. Последующая атака в центр была успешнее предыдущей, и французам даже удалось разрознить силы оборонявшихся. Но штыковая атака трех русских полков восстановила позиции.
В результате французских атак и контратак русских сил, фланги выстояли и даже сдвинулись в сторону противников. Так получилось, что Тучков-3й слегка увлекся и оказался среди французских сил. Он пытался сойти за “своего” и даже подавал команды на французском, но золотые эполеты, ранили штыком в бок и взяли в плен.
Бой стих в 10 часов вечера, после чего русские, выполнив задачу прикрытия флангового марша отставших частей, продолжили отступление в полном порядке на восток к переправе через Днепр.
С одного возвышения вдруг открылся вид на равнину.Насколько видел глаз, всё пространство было завалено трупами, также, большею частью, уже раздетыми…
Число убитых и изувеченных, русских и французов вместе, было так велико, что некоторые места, заваленные ими, надлежало объезжать, и нигде ни одного трофея — ни одной пушки, ни одного зарядного ящика! Мы владели только полем, в одинаковом количестве покрытым и нашими трупами…
В течение дня распространилось известие о сражении при Валутиной горе. Это известие произвело чрезвычайно дурное впечатление. Никто не думал, чтобы русские, тотчас после потери Смоленска, решились сопротивляться.