Во времена существования такой мифической страны как СССР (хотя, наряду с Атлантидой, я до сих пор не уверен в её существовании), польский джаз и джаз-рок ценились среди советских меломанов на вес золота. Пластинки таких коллективов как Laboratorium, Klan и Extra Ball передавались из рук в руки и фактически были окном в мир западного прогрессивного и экспериментального рока (или же более доступной альтернативой своим западно-европейским вдохновителям). Времена изменились, но польский джаз-рок всё ещё на коне, и каждый год дарит нам всё новые и новые талантливые коллективы из этой страны. Нынче вот хочется обратить ваше внимание на The Segue - замечательную группу, основанную выпускниками Музыкальной Академии в Катовице и Школы Джаза в Кракове. Совсем недавно они разжились своим дебютным альбомом под названием "Holograms", который уже можно назвать сильной и внушительной заявкой на первенство в современном джаз-роке. Осталось лишь понять, получится ли у них это первенство ухватить за грудки и подтащить к себе, - ибо даже если международные критики и воздают The Segue целые россыпи похвал, это отнюдь не означает, что их музыка пройдёт сквозь года и станет настоящей классикой прогрессивного джаза и рока.
Надо сразу сказать, что The Segue играют именно джаз-РОК - без натяжек и притяжек за уши: местная электрогитара очень выразительна и технична и часто выходит на передний план, при этом не заглушая замечательные клавишные, но дополняя их. Временами местные гитарные соло звучат вполне в стиле Стива Вая или даже Джеффа Бека, а это не может не радовать. Однако не будем забегать вперёд.
"Holograms" является альбомом исключительно инструментальным, но этого стоило ожидать, так как джаз-роковые группы современности вообще редко включают вокал в свою музыку. Оно и логично, так как джаз исходно был жанром, в котором поют именно инструменты, но не голосовые связки, - что уж говорить о его импровизационной разновидности. Так что было бы странно ожидать от The Segue чего-то иного, - хотя, с другой стороны, такой подход возможно стал бы немного более оригинальным и выделил бы их из общей массы похожих исполнителей. Однако, честно говоря, при прослушивании "Holograms" я невольно ловил себя на мысли, что вокал здесь был бы исключительно лишним, так как солисты владеют своими инструментами просто виртуозно и их прослушивание буквально захватывает с головой.
"Exosphere" раскрывает перед нами все возможности местной пианистки Каролины (Karolina Wiercioch - даже не рискну транслитерировать эту фамилию - лучше просто буду называть её Каролиной), которая буквально колдует над клавишами, даря слушателям красивые и вдохновенные мелодии, вызывающие целую бурю эмоций. Более того, её игра на удивление удачно дополняется местной бас линией, за которую ответственен Марцин Эссен, до этого уже засветившийся в нескольких польских джаз-бандах. Здесь он показывает себя с лучшей стороны, так как местный бас является отнюдь не вспомогательным инструментом, - он дополняет музыку коллектива, вносит свой вклад в её камерную атмосферность и, конечно же, часто вдаряется в чистую импровизацию.
"Future Ways", предположительно, является самым заметным треком на альбоме, так как именно на нём все задействованные инструменты находятся в полной гармонии друг с другом, в то время как другие треки иногда кажутся лишь поводами для импровизационных соло того или иного музыканта. Особенно радует местная электрогитара (на ней играет муж Каролины - Роберт), которая отсылает слушателя к джаз-роковому звучанию семидесятых и снабжает трек нужным ему грувом. Это очень размеренная и стильная музыка, которая одновременно хорошо будет восприниматься как винным пятничным вечером в компании разумных и начитанных друзей, так и во время путевого прослушивания в машине.
Чуть-чуть не дотягивает до заявленного уровня восьмиминутный эпик "Time Space Illusion", - в нём есть практически всё, чего только можно желать от современного джаз-рока: техничность, атмосфера, импровизация и выразительная ритмика. Однако я буду первым, кто скажет, что композиции песни не достаёт органичности и сбитости, - как и некоторым другим композициям на альбоме, "Time Space Illusion" кажется лишь поводом для поигрывания мускулами музыкантов. Да, они показывают себя как талантливые солисты, но при этом забывают, что для того, чтобы сотворить действительно выдающийся джаз-рок альбом современности, нужно не забывать о композиционной составляющей.
The Segue действительно можно назвать новыми светочами на джазово-прогрессивной сцене современной Польши, - а может даже и всей Европы. Их первый альбом техничен, актуален, стилен и амбициозен, а местами по-настоящему замечателен: это безусловная заявка на успех, которая уже привлекла к ним внимание многих современных музыковедов. Но только вот для того, чтобы стать настоящими классиками, ребятам надо научиться работать вместе не как инструменталистам, а как композиторам. А это сложнее, чем может показаться на первый взгляд - особенно в жанре, где на передний план ставится импровизация.