Вот уже больше года как отгремел финальный сезон Игры Престолов. Этого ждали все, но чем больше новостей поступало, тем тревожнее становилась ситуация. Когда после 7 сезона зрители узнали, что в кульминации будет не более 6 серий, фанаты усомнились -"как же авторы смогут закончить все сюжетные линии и арки героев к логическому концу за такой короткий срок?". Как выяснилось никак. Незаконченные линии были вырезаны, а персонажи получили не катарсис или предсказуемый, но логичный исход, а шиш с маслом. Давайте разберемся что не так с финальным сезоном и почему этот сериал так любят. Начнем с того, что этот проект стал почти именем нарицательным, благодаря своим персонажам, сюжету и поворотам. Основная мощь кроется в сценарии. Ничего не появляется из неоткуда, у персонажей есть слабые и сильные стороны, у них есть нутро, ядро, суть, называйте как хотите, которое остается неизменным до конца. Именно этот кусочек их многогранной личности способен определить их паторн поведения в экстренной ситуации. Например возьмем лучшего с точки зрения сценария персонажа-Теона Грейджоя.
Этого парня не смог испортить даже ужасный 8 сезон. Почему? Ответ прост-он следовал своей сути, своей путеводной звезде. Это не значит, что он не менялся, он менялся, да еще как, нам это передавали всеми возможными в рамках кино способами, прекрасная актерская игра Альфи Аллена, который менял, тембр, тональность и громкость и манеру речи. Визуально на протяжении 8 сезоном видно, как его побила жизнь, он страшно исхудал, у него нет нескольких зубов, он зарос и стал сутул. В первых сезонах он гордо расхаживал в Винтерфеле, хвастался к какому роду принадлежит и вел себя крайне заносчиво. Почему же он так себя ведет? Я думаю, что тут дело в том, что Теон верит в свою ложь. Это называется негативная арка персонажа. Герой верит в лживые идеалы или идеи, стремится к ним, переступая через личностные и нравственные принципы. Ему кажется что он идет к катарсису, к тому что он хочет, ему кажется что цель оправдывает средства. В итоге он падает на свое личностное дно.
В случае с принцем железных островов он попадает к Рамси Болтану. Последний становится его истязателем в физическом и моральном смысле, однако именно на дне, в крамешной тьме и отчаяния, он начинает видеть истинный свет. Ему становится очевидна лживость и подлость его действий, но изменить он уже ничего не может. Он долгое время занимается самобичеванием, вживаясь в роль вонючки и тем самым отрекаясь от своих мечтаний о доме и истинной семье. Только в самый разгар увядания, в прислуге Болтона Теона Грейджоя, Рамси начинает использовать Сансу, для издевательств и тут в Вонючке просыпается человек, которым он всегда хотел себя видеть, ему потребовалось через силу и страх вырваться из амплуа прислуги, чтобы защитить не себя, а ее. Это первый раз, когда он радикально переступил через себя.
Тут то и начинается позитивная арка героя. Раз за разом он начинает руководствоваться своими новыми идеалами, перестает игнорировать совесть и плывет по моральному компасу к своей цели. После долгих скитаний, самообмана, падения и многократных проявлений силы воли и своего истинного характера, наступает момент катарсиса, момент прощения Джоном, момент просвещения, он снова силен, силен как никогда ранее. Драка с генералом собственной армии, что струсил, так же наглядно демонстрирует, что Теон научился не отступать и стоять на своем даже когда то, что требуется для достижения цели почти невозможно, превращать свои недостатки в оружие. Именно в этот момент на его измученном пытками, болью, раскаянием и страхом лице, впервые за 5 сезонов появляется улыбка. Он спасает Яру и участвует в полномасштабной войне за всех людей Вестероса, где разносит в одиночку будучи окруженным отряд за отрядом. он тянет время, чтобы дать шанс на победу против Короля Ночи, и в итоге получает и исчерпывающее прощение от Брана и героическую гибель. У этого персонажа прекрасная и сложная арка с 3 этапами, на протяжении которых он не разу не изменил себе, он хотел определиться кто он, сделать правильный выбор и стать героем. У него это получилось. Это был пример хорошей линии персонажа с которой все в порядке, а вот антипод.
Джейми Ланнистер, у него все шло как по маслу, логично и правильно ровно до 4 серии 8 сезона, в которой он променял свои идеалы и Бриену на Серсею. Сейчас объясню в чем проблема. С самого начала его роль как персонажа была крайне отрицательной, он был однобокий мерзавец, без чести. Он ни ставил свой долг ни во что. Такой человек не вызвал уважения ни у зрителей, ни у жителей Вестероса. И вот в 3-4 сезонах нам открывают его второе дно, его многослойность. Мы узнаем, что Джейми ставит мораль и нравственность выше долга, закона и правил. Он совершенно не боится общественного осуждения, хоть оно и приносит ему боль. Он теряет руку в погоне за спасением чести Бриены, и начинает падать в бездну. Он потерял то, за что его уважали и боялись окружающие, так как любить его не за что, для них он человек без чести и клятвопреступник. Герой решает научиться фихтовать как прежде оставшейся рукой и не отступать от своих принципов и идеалов, которые не только в дальнейшем начинают менять общественное мнение о нем, но и определяют его самосознание и отношение к другим людям. В течении нескольких сезонов он влюблялся в Бриену, это противоречило общественным ожиданиям и нарушало правила, но было морально правильно и оправданно для катарсиса Джейми. Он отдалялся от Серсеи, перечил и холодел к ней, так как видел, что она не платит за его любовь и преданность ни чем. Она его ни во что не ставит. А теперь ответьте как после всего этого он променял Бриену на Серсею?
Его арка испорчена, но он все еще крутой и прописанный персонаж. Именно в сценарии заключается сила и величие этого сериала, герои живые и многослойные, а история захватывает и интригует.