Найти тему
АвтоДвиж

ЗАЗ Снага и Галич: украинские грузовички из 1990-х

Сегодня напомню про достаточно амбициозные, но так и нереализованные проекты по выпуску украинских малотоннажников «Снага» и «Галич». Никогда не слышали? Ну, еще бы! Ведь автомобилестроение постсоветского периода 1990-х, похоже, станет самой главной загадкой для всех последующих поколений. Творили много, ярко, не боясь экспериментировать, но… совершенно не стараясь сохранить сделанное даже в документах или фотографиях.

Итак, начнем со «Снаги». В конце 1980-х на Запорожском автомобильном заводе пришли к выводу, что на «Тавриях» да «Запорожцах» далеко не уедешь. А кооперация, перестройка и другие новомодные явления непрозрачно намекали, что неплохо бы заняться малым коммерческим транспортом.

ЗАЗ-2301 «Снага»
ЗАЗ-2301 «Снага»

Заниматься новой тематикой ЗАЗ решил не в одиночку, а совместно со словацким автозаводом TAZ, который ранее уже прорабатывал вариант выпуска аналогичных коммерческих автомобилей в кооперации с АЗЛК. Словаки должны были поставлять для проекта агрегатную базу и платформу, а на ЗАЗе спроектировали кабину и собрали все это добро в одно целое. В итоге на свет появился грузовичок полукапотной компоновки ЗАЗ-2301 «Снага» (в переводе «Сила»). Машина оснащалась бензиновым 1,7-литровым двигателем УЗАМ мощностью 85 л.с., и при снаряженной массе 1460 кг могла перевозить до 1000 кг груза.

Маневренный и компактный грузовичок полностью отвечал задачам городских перевозок. Дизайн машины в целом не оставлял вопросов, а в двухместной кабине с комфортом размещались водитель и экспедитор. Всего было собрано три опытных образца ЗАЗ-2301 «Снага». Немного поколесив по выставкам, они канули в небытие вместе с расформированным зазовским дизайн-центром. Денег на дальнейшее развитие проекта не было ни у украинцев, ни у словаков. Один из опытных грузовиков в итоге осел в словацком музее, где замаскировался под именем Nua TAZ 1500 VA.Видимо, именно так его собирались назвать на Трнавском автозаводе, если бы совместный проект все же удался.

Nua TAZ 1500 VA
Nua TAZ 1500 VA

Второй проект, «Галич», являлся детищем львовского института «Укравтобуспром» и планировался как семейство малотоннажных автомобилей, выпускать которые предполагалось в рамках национальной машиностроительной ассоциации «ГалАвто». Всю проектную часть выполняли специалисты львовского института, а производственной площадкой должен был стать завод «Агрореммаш» в Лубнах, в то время занимавшийся постройкой микроавтобусов и пикапов на шасси УАЗ-3303.

Вот таким задумывалось в 1995 году семейство "Галич"
Вот таким задумывалось в 1995 году семейство "Галич"

Планировалось, что потребителям будут предложены варианты колесной формулы 4х2 и 4х4, бензиновый и дизельный двигатели мощностью до 150 и 120 л.с. соответственно, различные варианты колесной базы и вместимости кузова. В задуманном типаже был даже седельный тягач!

Увы, мечтам о семействе малотоннажных «Галичей» также не суждено было сбыться. И если грузовички «Снага» хотя бы дошли до опытных образцов, то микроавтобус «Галич» так и остался в виде макета, а остальные машины семейства и вовсе не вышли из стадии дизайнерских набросков. Без стороннего финансирования потянуть такой серьезный проект не могли ни львовский институт, ни маленький лубненский заводик, а вот с инвесторами-то как раз в Украине тогда было туго...

А это полноразмерный пластилиновый макет "Галича"
А это полноразмерный пластилиновый макет "Галича"