Найти тему
Школа ПСИХОСЕНСОРИКИ

Родитель. Взрослый. Дитя. В чём был прав, а в чём ошибся Эрик Берн?

Берн и барабаны
Берн и барабаны


Это статья не из лёгких.
Тем более, что она первая и открывает цикл уникальных статей о тайной природе человеческой психики.

Не совсем Дзен формат. Или совсем не Дзен.

И к тому же - она не рекламная и не заказная.

Но если ты, мой читатель, ее (и другие статьи) осилишь - тебя ждёт подарок -
встреча с САМИМ СОБОЙ.

Я более 15 лет занимаюсь Сценарным Анализом, и, поверь, знаю, о чём говорю....

Терпения и ясности тебе, пытливый разум в человеческом теле :)

Итак:

Объективный мир, субъективное восприятие и Жизненный сценарий.

Не вдаваясь в излишние философские споры, мы можем предположить, что внешний мир объективно существует.

Человек воспринимает этот внешний мир через собственную систему восприятия, основанную на сенсорах (ощущениях и чувствах) физического тела, через работу психики.

На описание этих процессов претендуют науки.

Возможно, человек воспринимает мир еще какими-то особыми способами, на описание которых претендуют религии, эзотерика, духовные учения.

Восприятие человеком себя и окружающей среды глубоко субъективно по своей природе.

Не найдется двух людей, которые полностью идентично воспринимают окружающий мир.
Даже у близнецов с идентичной генетикой будут различия в восприятии.

Мы живем в своих «туннелях реальности», некоторые из которых пересекаются.

Но мы все же находим способы договориться между собой о том, что находится вокруг нас, и как-то ухитряемся понимать друг друга.

Мы можем предположить, что окружающий мир состоит из материи, энергии и информации.

Некоторые, например, квантовые физики (и йоги), утверждают, что материя – это такая «концентрированная» форма энергии и мир состоит только из энергии и информации, но все же удобнее выделять материю в отдельную категорию.

Информация – ключ к распределению энергии и, соответственно, к управлению материей.

То есть, мы можем предположить, что Человек – в первую очередь – энергетический и информационный процесс.

А, как известно, информация бывает правдивой и ложной, точной и ошибочной, полной и частичной искаженной и достоверной, теоретической и проверенной личным практическим опытом и так далее.

Зачатие, внутриутробное развитие, рождение ребенка можно сравнить с информационно-энергетическо-материальным взрывом.

С огромной скоростью, по сложнейшей информационной программе создаются и организуются в группы в виде органов и систем миллиарды клеток.

Этот процесс очень напоминает теоретическое описание «Большого Взрыва» - рождения Вселенной. Человек, по сути, маленькая Вселенная.

Интересен тот факт, что, по утверждениям специалистов, информационной ёмкости хромосомного набора в половых клетках отца и матери недостаточно для полного информационного обеспечения процесса развития человека.

Но человек все же развивается в уникальную личность. Можно предположить, что «недостающую» информацию организм в ходе развития получает из внешнего информационного поля, которое академик Вернадский назвал «ноосферой» - информационного поля Земли.

Информационное пространство человечества, Земли, Космоса огромно и разнообразно.

Отдельному человеку приходится находить свой уникальный путь взаимодействия с этим информационным пространством, а значит и с материей, и с энергиями.

С объективным миром ребенок встречается и непосредственно сам, с помощью собственной системы восприятия, и через своеобразный «фильтр», шлюз, обеспечивающий более адаптивное и безопасное вхождение в мир – через семью.

Семья – первичное информационное, материальное и энергетическое пространство для ребенка (после тела матери).

От качеств и свойств семьи и ее членов во многом зависит, какую форму информационного взаимодействия с окружающими людьми и с миром усвоит и закрепит ребенок. Эту форму в доречевой период развития (от зачатия до 2-3 лет) можно назвать набором базовых жизненных позиций, а в период усвоения и освоения речи и начала осмысленной деятельности (2-7лет) -
Жизненным Сценарием.

Жизненный Сценарий – это личный, персональный многоуровневый информационный процесс, лежащий в основе восприятия человеком мира, себя и других в этом мире, на основании которого человек выстраивает взаимодействие с самим собой, окружающими, миром.

Фактически, это
аналог компьютерной операционной управляющей системы, загруженной в физиологический аппарат тела, нервной системы, мозга.

Эта система восприятия порождает и поддерживает мировосприятие личности в целом и текущую жизнедеятельность в частности.

Сценарий определяет предпочтения человека практически во всех выборах, которые делаются по поводу самого широкого спектра жизненных задач.

Еда, одежда, процесс общения, качество обучения в школе, выбор партнера для создания семьи, особенности сексуальности, порядок, пол, время рождения детей, выбор профессии, уровень достатка, возраст и вариант ухода из жизни –
все определяется в той или иной степени особенностями Жизненного Сценария.

Сценарный информационный процесс не имеет четкой локализации и отдельного источника-хранилища (например, мозг, сердце или иной орган), а распределен в теле, в психике, в Душе (и, как утверждают, в электромагнитном поле, окружающем человека).

Часть этого информационного процесса вообще протекает не внутри личности, а вовне, снаружи.

Например, в межличностном взаимодействии в семье или группе людей. Для реализации Жизненного Сценария обязательно нужны
«герои» - люди, которых можно привлечь в качестве участников процесса.

Можно говорить о телесном проявлении Жизненного Сценария (пол, форма тела, особенности здоровья, психосоматика), о психическом проявлении (сознательное, подсознательное, сверхсознательное), социальном проявлении (поведение, отношения) во взаимодействии с другими людьми, проявлении во взаимодействии с природными и искусственными явлениями окружающего мира.

Но при этом надо понимать, что деление Жизненного Сценария на части – условное, так как
он представляет собой интегрированный целостный системный информационный процесс, протекающий на всех уровнях проявления личности.

И он
ОПРЕДЕЛЯЕТ (в скрытом, незаметном режиме) всю нашу Жизнь. Пока мы не начали его ОСОЗНАВАТЬ.

Как и что осознавать?

Читайте в продолжении статьи.

Семейный психолог Андрей Туровец.