Найти в Дзене
Ангелина Белова

Как подготовиться к ЕГЭ по литературе за месяц?

Оглавление

Перед многими выпускниками сейчас стоят вопросы: как повторить весь материал за месяц и не упустить все? С чего начать? А если я почти не готовился, но остался лишь месяц...

Главное не паниковать и начать исправлять ситуацию. Прямо сейчас. Без промедления.

Проясню для тех, кто не совсем в курсе, или же просто напомню. В ЕГЭ по литературе 12 заданий с опорой на теорию, 4 мини-сочинения (короткий ответ) и одно контрольное сочинение на одну из четырех тем на выбор. Все произведения, которые даны на экзамене, входят в список кодификатора.

Первый шаг - теория.

Есть большое разнообразие сайтов с теорией по литературе для ЕГЭ. Пройти её возможно за короткий промежуток времени и огромного труда она не составит, особенно, если вы имеете хорошую память. Примером такого сайта может служить 5litra.ru

Для начала советую пройтись и переписать в тетрадочку основную теорию, которая встречается чаще всего. На основе содержания данного сайта я выделю некоторые обязательные пункты: род, жанр, направления и течения, структуру художественного текста, художественный характер, сатира и юмор (сатирические приемы), стихотворные размеры и виды рифм, тропы, поэтический синтаксис и фонетика, лексические средства выразительности (отдельно вспомните что такое "ремарка").

Второй шаг - проза.

Порядок повторения или ознакомления с произведениями проще всего будет начать с малых произведений и постепенно переходить к большим. Берем все: от древнерусской литературы до литературы второй половины 20 века, кроме лирики. Открыв первое в списке произведение и вспомнив его содержание, открываем так же тетрадочку и записываем короткую информацию о нем: род, жанр, направление, тему и проблему, а так же имена персонажей. Времени не так много чтобы полностью читать большие романы, эпопеи, но хотя бы рассказы или повести за месяц прочитать возможно. "Война и мир", "Преступление и наказание" и "Тихий Дон" разбирают с учителями и я надеюсь, что ты, выпускник, сдающий литературу, уже с ними знаком. Но всегда нужно освежать свои знания и тут я советую тоже это сделать.

Дальше берем в руки телефон, ищем и читаем анализ произведений. Можно и даже нужно сделать маленькие заметки о конфликтах в произведении.

Вы можете запаниковать, дойдя до литературы (а именно прозы) второй половины 20 века. Почему? А потому что там даны только инициалы авторов без названия произведений. Но не стоит теряться и в панике искать, что у каждого из них прочитать. Есть наиболее распространенный список литературы:

  1. Ф.А. Абрамов ("Деревянные кони")
  2. Ч.Т. Айтматов ("Плаха")
  3. В.П. Астафьев ("Царь-рыба", "Пастух и пастушка")
  4. В.И. Белов; А.Г. Битов
  5. В.В. Быков ("Сотников", "Обелиск")
  6. В.С. Гроссман (роман-эпопея "Жизнь и судьба")
  7. С.Д. Довлатов ("Заповедник", "Компромисс")
  8. В.Л. Кондратьев ("Сашка")
  9. В.П. Некрасов ("В окопах Сталинграда")
  10. Е.И. Носов (Рассказы, 1959)
  11. В.Г. Распутин ("Прощание с Матерой")
  12. В.Ф. Тендряков ("Расплата")
  13. Ю.В. Трифонов ("Дом на набережной")
  14. В.М. Шукшин (Рассказы)

Сразу отнесу сюда и список драматургии:

  1. А.Н. Арбузов ("Таня")
  2. А.В. Вампилов ("Утиная охота")
  3. А.М. Володин ("С любимыми не расставайтесь")
  4. В.С. Розов ("В добрый час")
  5. М.М. Рощин ("Анна Каренина")

Под конец анализа всех произведений я советую составить небольшую таблицу-помощницу по темам и проблемам (Например, колонка "тема любви" и список произведений). В голове будет более ясная, наглядная картина и это здорово поможет при написании ответа в задании на сопоставление (задание 9).

Третий шаг - лирика.

Так сложилось, что почти всем лирика дается очень сложно и многие боятся заданий 15 (анализ) и 16 (сопоставление). Но всегда есть выход из трудного положения, нужно лишь набраться сил. Все получится!

Идем в кодификатор и по порядку читаем анализы стихотворений, выписываем в тетрадочку: род, жанр, направление и размер, а так же делаем заметки об основных темах и проблемах. Порядок действия в точности, как и с прозой. После анализа составляем таблицу по темам стихотворений. Не забывайте о том, что цитаты тоже пригодятся в задании 16 и старайтесь их выписывать.

Кстати, вот список лирики второй половины 20 века, что бы Вы не бороздили просторы интернета в поисках стихотворений:

  1. Б.А. Ахмадулина ("Осень", "Ночь", "Мы расстаемся")
  2. И.А. Бродский ("Не выходи из комнаты", "Элегия", "Стансы")
  3. А.А. Вознесенский ("Сага", "Заповедь", "Песня Офелии")
  4. В.С. Высоцкий ("Песня о друге", "Я не люблю", "Грусть моя, тоска моя")
  5. Е.А. Евтушенко ("Мой пёс", "Женщинам", "Цензура равнодушием")
  6. Н.А. Заболоцкий ("Не позволяй душе лениться", "В новогоднюю ночь", "Старая актриса")
  7. Ю.П. Кузнецов ("Цветы", "Стихия", "Русский лубок")
  8. Б.Ш. Окуджава ("Грузинская песня", "У поэта соперников нету")
  9. Н.М. Рубцов ("Поэт", "Березы", "В горнице")
  10. Б.А. Слуцкий ("Голос друга", "Сон", "Совесть")
  11. В.А. Солоухин ("Не прячьтесь от дождя")
  12. А.А. Тарковский ("Малиновка", "Стань самим собой").

Сочинение задания 17.

Последнее и главное сочинение на экзамене под номером 17. В этом задании есть возможность показать свои знания не только произведений, но теории и биографии авторов. Для этого во время ознакомления с прозой и лирикой советую прочитать краткие биографии писателей и поэтов: в какую эпоху жили, какие исторические события происходили, в каком литературном направлении писали и проследить саму линию их жизни.

Стоит отметить, что так же важно использовать в сочинении цитаты из произведений или стихотворений. Поэтому во время анализа произведений выписывайте "стоящие на слуху" фразы или строчки стихотворений.

Сочинение по объему должно быть не менее 200 слов.

Вы выбрали одну из четырех тем, но по какому же плану писать сочинение? Все просто. Он состоит из трех частей: введение, основная часть, заключение.

Оригинально сочинение можно начать со слов об автор, об исторических фактах, анализе какого-либо понятия, взятого из предложенной темы (очень важно использовать термины в своей работы, не менее трех) или об истории написания произведения, по теме которого пойдет дальнейшее рассуждение.

Основная часть. Нужно привести три-пять аргументов со ссылками на текст произведения. Если не помните цитаты, то используйте какие-либо подходящие фрагменты из произведения. Каждую свою мысль подкрепляйте аргументом. Если вы выбрали тему по лирике, то требуется привести не менее трех стихотворений. В противном случае, вы потеряете баллы.

Заключение. Концовка является важным элементом сочинения, ведь она подводит проверяющего к итогам, к выводам. Закончить сочинение желательно новым тезисом, который обобщает и расширяет основную часть.

После проделанной работы остается только решать тесты и "набивать руку" в написании коротких ответов и сочинения. Я уверена, что если захотеть, можно сделать что угодно! Верьте в свои силы и не паникуйте!