Найти тему
Digital Raccoon

Вера. Основной механизм нейропластичности.

С 1687 года, когда сэром Исааком Ньютоном был опубликован труд «Математические начала натуральной философии», фактически ставший отправной точкой для современной науки, понятие «вера» переместилось из списка высших человеческих проявлений во что-то постыдное, свидетельствующее об ограниченности взглядов. Однако, вера – это очень многогранное и очень важное для нашего развития качество, и религиозный контекст является лишь одним из его проявлений.

Вера в широком, не ограниченном религией смысле слова, является встроенным в нашу психику механизмом, благодаря которому на уровне физиологии запускается процесс нейропластичности, а на более сложных уровнях – активируется наша способность выходить за пределы сложившихся представлений о себе.

Нейрофизиология.

К 18 годам выработка окситоцина – гормона, участвующего в механизме нейропластичности, значительно снижается. В том числе благодаря обилию этого гормона дети быстро учатся или, к примеру, легко отходят от обиды, просто переключив внимание. В течение непродолжительного времени, когда мы влюбляемся или у нас появляется ребёнок, выработка этого гормона также увеличивается, что позволяет нам сонастроиться с новым человеком в нашей жизни. Однако, по большей части во взрослом возрасте, наша способность менять себя и свои взгляды значительно ниже, чем в молодости.

Это не означает, что для взрослых природа исключает возможность серьёзных изменений, но механизмы, которые мы должны задействовать, чтобы меняться, лежат уже глубже.

Исследования в области нейропластичности, начатые Норманом Дойджем и ставшие сегодня ключевыми в нейрофизиологии, показывают, что мозг способен адаптировать свои структуры и менять их назначения в случае необходимости. Но для этого ему необходим сигнал, который приведёт к выработке окситоцина, чтобы запустить механизмы нейропластичности.

Например, для восстановления после инсульта, который безвозвратно повреждает значительные части головного мозга, необходимо, чтобы мозг сделал ремаппинг процессов, или, иными словами, перераспределил карту сенсорных и двигательных областей. Тогда задачи повреждённых зон будут выполняться другими областями. Сегодня на этом механизме построены все основные нефармакологические методики восстановления после нейротравм.

Ученые обнаружили, что у разных людей скорость восстановления может значительно отличаться, и эта разница не всегда имеет физиологические причины. Основным фактором, не относящимся к области физиологии, который влияет на скорость восстановления или, иными словами, на степень нейропластичности, явилась способность пациента поверить в успех.

Множество экспериментов с больными после инсультов показали, что пациенты, которых удалось убедить поверить в то, что они смогут взять кружку с водой, и она не разольётся (один из стандартных элементов обучения после обширных инсультов), в среднем осваивали это действие в 2,5 раза быстрее обычного.

Тут говорится о вере как сознательном акте выхода за пределы своих привычных установок. Человеку, который очнулся после инсульта и несколько недель не мог двигаться, такая вера даётся очень непросто. Но ум запускает восстановительные процессы нейропластичности только в тех случаях, когда человек смог найти в себе силы и поверить.

Этот механизм работает и на других уровнях нашего сознания. По словам Ламы Сонама Дордже, вера значительно расширяет диапазон нашего восприятия, благодаря чему в нас открываются новые ресурсы, большие объёмы способностей и пространство для их воплощения. Одной из причин увеличения наших способностей является то, что воля связана с верой, как две стороны одной медали.

Психология

Возрастное снижение пластичности происходит в нас не только на нейробиологическом, но и на психологическом уровне. К моменту достижения взрослого возраста мы успеваем сформировать устойчивую систему представлений о себе и о мире, фактически программирующую всю нашу жизнь.

Плотно вжившись в привычную версию себя, мы вновь и вновь притягиваем схожие ситуации. Процесс формирования нашей понятийной сферы завершился, и мы активно отсекаем всё, что лежит за её пределами, всё, что мы не понимаем.

С одной стороны, наличие чётких представлений и шаблонов обеспечивает некоторую стабильность зоны комфорта. Но, держась за них, мы исключаем возможность получения нового опыта, тем самым делаем этот комфорт хрупким.

Так же как и с нейропластичностью, для преодоления этого замкнутого круга нам необходима вера. Вера в то, что:

  • Мир существенно сложнее, чем мы о нём думаем. То, что не вписывается в наши представления, не обязательно является ложью. И узнать это можно, лишь шагнув на неизвестную территорию;
  • Все получится. Расширение опыта и своих представлений о мире приведёт к обретению более оптимальной версии себя, подверженной меньшим эмоциональным колебаниям, даже если сам опыт будет неприятным;
  • Мы сможем выжить за пределами своей зоны комфорта. У нас всё для этого есть, либо появится в процессе.

В буддизме описывается 37 ментальных факторов, или механизмов работы нашего ума. Благодаря им мы выстраиваем понятия об окружающем мире, реагируем на происходящее и так далее. Вера имеет особое положение среди всех 37 ментальных факторов, потому что благодаря ей мы можем внести изменения в уже сложившийся баланс в нашем уме. Таким образом, акт веры сам по себе порождает причины для расширения текущих границ и последующей трансформации.

Однако, кроме понимания всех аспектов веры и её важности в жизни, наша способность порождать в себе веру зависит от нашей способности доверять себе и другим. Этот навык предшествует полноценно развитому качеству веры. Ум, который видит вокруг в основном угрозы и склонен к скептицизму, никогда не найдёт для себя подходящего направления для расширения границ, хотя в теории и будет готов меняться.

Развитие доверия и последующее развитие способности порождать в себе веру для расширения своих границ – это постепенный процесс, который замедляется нашими реакциями на болезненные опыты и травмы.

Настоящая трансформация происходит только в контексте реальных жизненных ситуаций и опыта, который мы выносим из них, а для этого мы должны снова и снова решаться на шаг в неизвестное и делать его, покидая свои привычные границы.

В процессе таких вылазок мы раз за разом обнаруживаем, как то, в чём мы были уверены ещё вчера, не является чем-то плотным и неизменным. В итоге мы можем прийти к выводу, что ни у нас, ни у мира вовсе нет каких-то жёстких границ. Всё, в чём мы были уверены и за что держались, – непрерывно меняется. А значит, мы связаны с миром гораздо глубже, чем думали в начале наших вылазок. И тогда мы можем оказаться на духовном пути, который потребует от нас ещё больше веры и принесёт ещё больше свободы.