Пара-пара-пам! Фьють!
С 1962 году на советском телевидении выходил киножурнал «Фитиль». Сейчас бы его формат окрестили «скетч-шоу». Это были короткие сатирико-юмористические кинозарисовки с участием топовых артистов тех лет.
Вполне себе неплохая телепередача, правда, в сравнении с КВНом, творчеством Райкина или Жванецкого проверку временем она не прошла.
Её формат позволял делать прикольные комичные сюжеты не только для взрослых, но и для детей. И вот режиссер Алла Сурикова (сняла великолепный фильм «Человек с бульвара Капуцинов») предложила сделать детскую версию «Фитиля» — «Фитилёк» и даже сняла пару выпусков, но быстро забросила это дело. Проект требовал много сил и средств, а какая у него будет отдача оставалось непонятно.
Зато идею подхватили администратор Борис Грачевский и и драматург Александр Хмелик. Название «Фитилёк» быстро всем разонравилось, зато появилось другое: «Ералаш», то есть «хаос», «беспорядок». Идею, кстати, предложила тринадцатилетняя дочь Хмелика.
В 1974 году вышел первый выпуск и… это был топ.
На тот момент авторы не сочиняли большинство сюжетов самостоятельно. Например, в первом же выпуске вышел сюжет «Позорное пятно», который был пересказом стихотворения Агнии Барто. А во втором выпуске экранизировали рассказ «Слава Ивана Козловского» замечательного детского писателя Виктора Драгунского. А эпизод «Ну почему так говорим?» написал Лион Измайлов.
Серии Ералаша выходили на большом экране также, как «Фитиль» (то есть крутили выпуски в кинотеатрах перед началом фильма, как сейчас показывают трейлеры). И также, как «Фитиль» они стремились держать сатирическое направление.
Начался тот Ералаш, который мы действительно любим. Да, это совершенно простецкий юмор про советских школьников хулиганов с фамилиями вроде Баранкин или Кукушкина. Да, занимаются они тем, что дёргают друг друга за косички, подкладывают кнопки учителям и занимаются прочим непотребством. Однако за всем этим стоял труд действительно талантливых авторов, которые через юмор действительно помогали детям разобраться в мире: отличать хорошее от плохо, понимать важность честности, дружбы, доверия.
Для своего времени — это было действительно классно. И некоторые выпуски можно смотреть до сих пор.
Поэтому «Ералаш» действительно приятно вспомнить. Он вызывает это теплое чувство ностальгии, за что ему можно сказать огромное спасибо!
Нет, не всё…
Грачевский не смог вовремя остановиться и превратил «Ералаш» в нечто унылейшее и отстойнейшее, что просто больно смотреть.
Да разумеется, юмор для детей никогда не может быть особенно тонким, но это не значит, что нужно опускать в полную деградацию. Вот, например, парень заявился в столовую, в течение полутора минут пялился на всякие вкусности, а потом оказалось, что ему всё это привиделось. Да, это весь сюжет, вот смотрите.
Упало и качество актёров. Дело в том, что очень часто съёмки в киножурнале открывали двери для молодых ребят в большую кинокарьеру. Однако так происходило не потому что их брали в «Ералаш». Нет, в «Ералаш» их брали, потому что они хорошие актёры. Сейчас же Грачевский решил просто забить на этот принцип и начал набирать на роли кого попало — и есть подозрение, что это стало для него важной частью дохода.
При этом новые выпуски легко набирают на Ютюбе миллионы просмотров. А значит, с точки зрения бизнеса сделано всё правильно. Только немного обидно за память детства.