Пандемия очень сильно повлияла на многие отрасли бизнеса. Но пожалуй, один из самых серьезных ударов получили индустрия развлечений и общепит.
В крупных городах кафе и рестораны уже очень плотно вошли в нашу жизнь. Еще лет 15 назад мы с мужем часто, придя вечером с работы, вместо того, чтобы готовить дома, просто переодевались и шли в какое-нибудь интересное заведение. Это было не слишком дорого, даже с бокалами пива или вина, и было приятно. А доставка еды тогда еще не была сильно развита
Кафе и рестораны росли, как грибы. Появлялись тематические заведения. Тематические и по еде и по оформлению, концепциям. В России стала активно развиваться высокая кухня. Сначала нас всех подсадили на суши, потом мы стали разбираться в сортах вина и кофе, выучили степени прожарки стейка и особенности крафтового пива и домашнего эксклюзивного самогона.
Первый серьезный удар общепит получил от антитабачной программы. Все-таки курящих людей у нас не так и мало. И большинство из них — это люди активного возраста, которые как раз и ходят по разным модным заведениям. Можно сколько угодно спорить о вреде табакокурения, но факт остается фактом. Во всем мире от антитабачной компании разорилось немало заведений. Прежде всего это пабы, где можно было неспешно выпивать, вести разговоры и покуривать сигареты.
Некоторые пабы в результате заменили арабские заведения с кальянами. Опять же — хорошо это или плохо, сказать сложно. Но вот у северных народов кальян не сильно приживается.
В целом, за последние годы общепит приспособился. В основном — за счет доставки еды. И модных концептуальных заведений.
Сейчас общепит идет на новую перезагрузку.
Столовые — они останутся. Людям надо есть, особенно на работе. Модные концептуальные рестораны — тоже остаются. Не все, часть вылетит самостоятельно, просто не пережив карантина. А оставшимся хватит клиентов из той прослойки, кто ими пользовался и ранее и при этом не разорился.
Доставка еды — так и будет на коне. При этом за время изоляции очень сильно набрал популярность формат «конструкторов». Это когда привозят отдельно продукты и к ним рецепт приготовления с пошаговой инструкцией. Наценка на такие конструкторы приличная, но сильно меньше, чем в ресторане. А для компании — приличная экономия на энергии для приготовления еды, мытья посуды и зарплаты поварам.
Очень сильный удар получат заведения среднего класса. Потому что у них за время пандемии сильно сократилась целевая аудитория. Просядут различные шоколадницы и кофе-хаусы. Кофе на вынос — это здорово, но младобизнесмены и крутостуденты больше не будут там просиживать часами, попивая модный облепиховый чай и медитируя над бутербродом из круассана с 15-кратной наценкой от себестоимости. Просто потому, что количество младобизнесменов и крутостудентов сильно сократилось. Большие сетевые рестораны, предлагающие огромные залы и дикую смесь из японской, итальянской, европейской и среднеазиатской кухней, будут вынуждены резко уменьшить количество своих заведений. Нет, все они не уйдут. Что-то останется. Просто их станет сильно меньше. Их традиционные клиенты - «офисный планктон». С просевшими их-за короны доходами.
Не сетевые рестораны такого класса будут лететь один за другим, увы.
Есть очень большой шанс, что часть общепита сможет переквалифицироваться на небольшие заведения, где будут подавать эксклюзивную здоровую пищу и будут устраивать анимационные развлекухи для детей.
Только одно но — традиционно основной доход для общепита — это вечернее время и алкоголь. Так что здоровое и детское меню больших доходов не принесет.
Ну а бары — если начнут придумывать интересные истории и флешмобы, могут выжить. Но немногие. И только с хорошей рекламой и концепцией.
Обидно во всей этой истории, что огромное количество людей останется без работы. А общепит — огромный пылесос, кормящийся в основном с мигрантов. Как внутренних, так и внешних. Это значит, что нас само по себе ждет отток мигрантов. Нет смысла находиться в стране, если для тебя тут нет работы. Физически нет.
И никакой демпинг по зарплате уже не поможет. Зарплата не может быть меньше стоимость сьема жилья и проживания в стране. А по хорошему — должна быть больше. Довести демпинг до абсурда, когда повара получают сильно меньше официантов (ну плохо заходят мигранты обоих полов в качестве официантов, это уже давно известно. Не слишком их любит коренное население) можно, но сложно. И не надолго. Упадет качество, и клиент уйдет.
Это называется невидимая рука рынка.
Но кстати, возвращение домой внутренних мигрантов — штука хорошая. Глядишь, потусовавшись в москвах и питерах, люди начнут активничать и дома и пытаться наладить жизнь в своих краях.
Так что переформатирование рынка общепита, как не было бы больно для владельцев и работников, может оказаться отличным толчком к светлому будущему. И вместе с переформатированием рынка офисных спекулянтов (менеджеров, занимающихся перепродажами всего и вся) может через год -два дать неплохие результаты по поднятию экономики. Развитие регионов в нынешней ситуации, как я понимаю, штука очень важная. А одними деньгами не подымешь. Там люди нужны.