Найти тему
Ульянчик

«1984» или бойся своих чувств

Нашумевший роман Джорджа Оруэлла заставил многих читателей усомниться в идеализации коммунизма и взглянуть здраво на равенство людей в обществе. Бывшие марксисты теперь терялись в догадках о том, что же на самом деле будет с государством, если оно уподобится Океании.

Здесь я не буду пересказывать сюжет и вводить в курс дела. Мы поговорим о задумке романа, о его смысле и главных персонажах, об экранизации и воплощении актерского мастерства на экране.

Все началось в 1943 году после окончания Второй Мировой войны. По признанию самого Оруэлла, первыми названиями данной книги были «Последний человек в Европе» и «Живые и мёртвые».

С первым всё предельно ясно. А что с антитезой живых и мертвых?

Смею предположить, что мертвыми тут как раз считаются все граждане Океании, простые смертные, которые слепо подчиняются законам и исполняют приказы. Живыми же Оруэлл назвал Уинстона и Джулию, которые пошли наперекор системе.

Альтернативные персонажи Уинстона и Джулии. Оригинал: сериал «Бумажный дом»
Альтернативные персонажи Уинстона и Джулии. Оригинал: сериал «Бумажный дом»

Но если изначально название было «Последний человек в Европе», значит Оруэлл не планировал любовную линию в романе? Получается, искра Джулии появилась стихийно уже в процессе написания, ведь чувства Уинстона начали проявляться именно благодаря ей.

Смысл романа предельно ясен: автор хотел показать мир тоталитаризма без примеси идеологической принадлежности, хотел доказать миру, что равенство людей не есть цель, к которой нужно стремиться.

Уинстон представился мне мужчиной, который обладает большой смелостью и крепким духом. Он здраво смотрит на окружающий мир, понимает опасность своих действий и нарушает правила вполне осознанно. Джулия боится, что попадет в мясорубку партийных идей. В отличие от Уинстона, у нее хорошо получается притворяться ярым патриотом своего государства, хотя внутри она прекрасно понимает всю абсурдность текущего строя.

Интересный факт: фраза «дважды два — пять» Оруэллу пришла на ум, когда он услышал советский лозунг «Пятилетку в четыре года».

Экранизация романа была выпущена, как ни странно, в 1984 году в Великобритании. Режиссёром картины стал Майкл Рэдфорд, лауреат премии BAFTA за лучший неанглоязычный фильм и лучшую режиссуру.

Сюжет фильма сильно отличается от книги. Многие моменты изменены или не показаны, концовка и вовсе остается открытой. В отличие от книги, в экранизации Уинстона не убивают в конце и он не встречает изменившуюся Джулию.

Актеры неплохо подобраны на данную роль, но на «Оскар» они точно не тянут. Складывается ощущение, что фильм «притянут за уши», снят для галочки, чтобы придать книге авторитет. На деле же роман гораздо более эпичный и передает атмосферу Океании в полном объеме.

Вывод напрашивается сам: Оруэлл — мастер слова, умеющий описать целое устройство государства и двух людей с их глубокими душами.