Найти в Дзене
Картины Мира

3 Портрета А.С. Пушкина написаные Иваном Айвазовским

Прощание А. С. Пушкина с морем (1877 год)
Прощание А. С. Пушкина с морем (1877 год)

Иван Константинович был почитателем творчества знаменитого поэта Александра Сергеевича Пушкина .Встретились эти два великих человека в 1836 году.Никому неизвестный тогда молодой художник был представлен, как подающий большие надежды ,уже известному на всю Россию мастеру рифмы Пушкину.

Айвазовский тяжело переживал смерть поэта ,а так же ,что не исполнится его мечта написать прижизненный порет Александра Сергеевича.И За работу над картинной художник приступил только через 40 лет после смерти Пушкина ,вместе с не менее знаменитым Ильей Ефимовичем Репиным.

Если говорить о размере картины, можно сказать, что она очень большая. Но, с другой стороны, мы должны отметить, что выдающийся русский художник И. Айвазовский использовал такой размер, чтобы показать нам, красоту и широту Черного моря, но высокая, тонкая, одинокая фигура Пушкина добавляет драматизм пейзажу. Драма показана также, при помощи бури в море на картинке.Все же это картина это дань уважение двух художников великому поэту.

Пушкин прощается с морем - Репин и Айвазовский прощаются с Пушкиным.

Художник изобразили Пушкина у моря мастерски. На картине три элемента: море, небо, Пушкин. Каменные глыбы – это опора Пушкина. То на чем держится весь его мир. На это указывает и положение ног, и рука, опирающаяся о глыбу. Море темное, черное. Этот цвет передается небу. Море и небо заодно. Основное внимание картины захватывает Пушкин. Он в центре. Он безмятежен, бесстрашен, открыт, непобедим.

Из-за ветра поэт на картине снимает шляпу.С одной стороны как бы отдает дань уважения великой стихии и с другой стороны изящным штрихом показывает,что сюжет картины печален и грустен .

А. С. Пушкин и Раевская в Гурзуфе. 1886 год.
А. С. Пушкин и Раевская в Гурзуфе. 1886 год.

Взгляни на милую, когда своё чело
Она пред зеркалом цветами окружает,
Играет локоном — и верное стекло
Улыбку, хитрый взор и гордость отражает.

А.С Пушкин , отрывок «Красавица перед зеркалом»

Екатерина Раевская была одним из увлечений поэта в молодости.Познакомились они в Санкт-Петербурге в 1817 году.Хотя лучше всего друг-друга узнали в путешествие по Кавказу ,когда семья Раевских посещала красоты гор и разделила свою поездку вместе с Пушкиным.

Картина показывает нам теплый летний вечер на берегу моря.Пушкин сидит на камнях подставив спину солнцу и читает стихи Екатерине.Та слегка приподнимает платья что бы окунуть ногу в волну теплого Черного моря. И конечно молодую девушку никто не оставит наедине , в нескольких метрах позади за ним наблюдают ,так чтобы не мешать ,но и не позволить молодым людям лишнего.

Художник хотел нам показать счастливое время Пушкина ,момент когда он влюблен и читает даме своего сердца стихи.Пейзаж как и на первой картине состоит из трех частей. Айвазовский в своем мастерском стиле показывает нам природе передавая через нее чувства героев.Закатное солнце в центре картины красит теплым светом морские волны и пляж. Море спокойно - бриз.Горы уже готовы скрыть собой лучи ,как бы говря нам ,что это счастье скоро закончится и что самый лучший период нашей и поэта жизни - влюбленность очень короток и нужно ловить его.

А. С. Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца. 1899 год.
А. С. Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца. 1899 год.

Самая великолепная и богатая на детали работа Ивана Константиновича. Огромные горы, морская стихия и солнце. Пушкин лишь часть этого огромного мира. И снова он снимает шляпу в это раз от восторга.

Необыкновенно изображены деревья, переходящие дальше в лес. Видны силуэты стволов и крон деревьев, стоящих ближе, но они как — будто в тумане, идущем с гор. Лишь два одиноких дерева, у которых остановился Пушкин, озаренные жаром рассвета, четко видны. Скалы мягкие, будто воздушные. Нет крутых обрывов, острых углов, все округлое. Море несравнимо в своем великолепии. Огромные волны вдали, и тишь да гладь у берега. Небо! Восхитительное небо! И чудо восходящего солнца.

На этой картине художник изобразил и себя ,спустя столько лет на закате лет позволив себе таким образом сказать миру - мы друзья ,и наши таланты не уступают друг-другу ,мы достойны быть вместе рядом на одной картине.

Это последняя работа Айвазовского посвященная Пушкина и одна из последних работ великого художника. Пока ,что мы расмотрели только три картины ,но это далеко не все работы с портретом "алмаза русской поэзии".В следующей статье я разберу еще три картины посвященные Пушкину.

Ссылки на картины

Прощание Пушкина с морем: http://ayvazovskiy.su/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BC-1877-%D0%B3%D0%BE%D0%B4/

А. С. Пушкин и Раевская в Гурзуфе:

http://ayvazovskiy.su/%D0%BF%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD-%D1%80%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%B2-%D0%B3%D1%83%D1%80%D0%B7%D1%83%D1%84%D0%B5/

А. С. Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца:

http://ayvazovskiy.su/%D0%BF%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD-%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B5-%D0%B0%D0%B9-%D0%BF%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B8/