Найти тему

Охрана труда в строительстве. Советы Директору.

Если официально Ваша организация оказывает работы по строительству и сотрудники-строители в штате в количестве менее 50 человек, то действия, которые необходимо будет провести, следующие:

1. Определиться, кто заниматься охраной труда в Вашей организации. Назначить ответственное лицо.

Так как официальный штат мы рассматриваем менее 50 человек, то Вы на свое усмотрение либо создает службу по охране труда, либо назначаете специалиста по охране труда (ст. 217 ТК РФ). Это можете быть Вы как руководитель, либо иное лицо из штата, либо может  быть постороннее лицо на аутсорсинге. Лицу, ответственному за охрану труда, необходимо пройти обучение по охране труда.  О назначении ответственного лица издается Приказ, издается должностная инструкция. За то, что в компании нет хотя бы одного специалиста по охране труда, предусмотрен штраф от 50 000 до 80 000 руб. За отсутствие обучения штраф от 110 000 руб. на организацию.

2. Создать комиссию по проверке знаний по Охране труда (комиссия состоит из Вас как руководителя организации и 2-х человек, все Вы должны быть обучены по направлению Охрана труда) Данное требование возникает из ТК РФ: Работодатель обязан обеспечить проведение проверки знаний – статья 212 ТК РФ; Работник обязан проходить проверку знаний – статья 214 ТК РФ. Обученный специалист по охране труда проводит обучение сотрудников организации (инструктажи). Работодатель, работники  и специалист по охране труда обязаны проходить регулярное обучение по охране труда, а комиссия проверять их знания.  Рабочие обязаны проходить обучение по правилам оказания первой помощи пострадавшим не реже одного раза в год. Работник должен обладать знаниями в объеме требований правил и инструкций по охране труда. Вы как Руководитель должны обучаться охране труда в объеме должностных обязанностей не реже одного раза в три года.

3. Провести специальную оценку условий труда (СОУТ). Делается платно специальной аккредитованной компанией, оплачивается в зависимости от количества подлежащих оценке рабочих мест, обязательна по закону, её должна провести каждая компания независимо от формы собственности. По результатам  спецоценки определяется класс условий труда, он влияет на уровень гарантий и компенсаций,  предоставляемых работникам,  занятым на опасном производстве.  Но обращаться за оценкой необходимо только, когда Вы точно определились, что будете её проходить. Так как были прецеденты, что люди обращались за спец.оценкой, затем отказывались от этой идеи, так как сумма к оплате была значительной, затем информация об отсутствии у них данной оценки передавалась в Трудовую инспекцию. Пока в связи с пандемией думаю вопрос откладывается, но проведение СОУТ и санкции за отсутствие только дело времени. Штраф за не прохождение от 50 000 руб. на организацию.

4. Выдать работникам средства индивидуальной защиты (СИЗ). Для этого установить норму на СИЗ, издать Приказ на приобретение и выдачу, выдать лично каждому работнику под подпись в личной карточке. Так как у Вас СИЗ итак имеется, данный пункт носит формальный характер и подлежит только документальному оформлению. Штраф  в случае отсутствия СИЗ от 130 000 руб. на организацию.

5. Провести и затем систематически проводить обязательные мед.осмотры сотрудников.

6.Разработать  локальные документы по охране труда  (приказы, положения, журналы, программы и другое). Провести инструктажи с внесением сведений в соответствующие журналы. Затем проводить их систематически. Если будет выявлена необходимость, проводить стажировки.)  

Вот ориентировочный перечень основных документов по охране труда, который следует разработать и утвердить:

  • основные документы, подтверждающие прохождение курса обучения руководителем, если он несет личную ответственность за охрану труда в организации;
  • Если руководитель будет самостоятельно осуществлять функции по охране труда, издать соответствующий приказ о возложении обязанностей по ОТ на себя.
  • специальные инструкции по Охране труда в отношении должностей или профессий, где нельзя без них обойтись. Предварительно следует издать приказ, где определяют перечень профессий, должностей в отношении которых и будут разработаны специальные инструкции.
  • перечень документов, которые необходимы по специфике работы организации;
  • инструкции по вводному, первичному, внеплановому, целевому инструктажу по охране труда;
  • программы по проведению всех видов инструктажей;
  • журнал регистрации проведенных инструктажей;
  • протоколы, подтверждающие проведение работ по проверке знаний по охране труда;
  • документы о прохождении персонала обязательных медицинских осмотров, так как специфика работы подразумевает осуществление предварительного и периодического медосмотра;
  • документы с информацией о специальной оценке рабочих мест;
  • документы и карточки, подтверждающие выдачу средств индивидуальной защиты.
  • дополнительные документы по охране труда, связанные с осуществлением Вами строительной деятельности.

Всего существует примерно 40-50 возможных дополнительных документов, которые могут регулировать труд и его охрану в строительстве.

7. Все вышеперечисленные действия должны необходимо  собрать в единую систему-СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА (принять соответствующее Положение) и принять максимально полное ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОХРАНЕ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ.

Чтобы было наглядно, какой это важный и объемный документ, прилагаю примерную структуру Положения О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ:

  • титульный лист;
  • раздел с общими положениями;
  • раздел о функциональных обязанностях сотрудников компании в области охраны труда;
  • раздел о специализированных структурах предприятия, ответственных за охрану труда;
  • раздел, регламентирующий прохождение сотрудниками обучения по охране труда;
  • раздел, регламентирующий процедуру проверки знаний сотрудников об охране труда;
  • раздел, регламентирующий проведение мероприятий по мониторингу и улучшению системы охраны труда;
  • раздел, регламентирующий действия сотрудников при несчастных случаях на производстве;
  • раздел, устанавливающий ответственность сотрудников за несоблюдение требований положения о системе охраны труда;
  • приложения к документу, необходимые для регламентации процедуры пользования им сотрудниками (например, журнал регистрации ознакомления работников с положением).

На основании вышеизложенного:

1. Первый вариант:  можно взять в штат либо на аутсорсинг стороннего обученного специалиста  по охране труда, которые должен будет составить весь необходимый объем документации, указанный выше, с учетом специфики Вашей деятельности в строительстве.

2.Второй вариант:  Вам как руководителю пройти обучение, назначить себя ответственным за охрану труда, а мы как юристы предоставим Вам все шаблоны необходимой документации, которую Вы вместе с Вашими сотрудниками-строителями заполните и дополните,  так как мы не являемся специалистами по охране труда и не знакомы с особенностями и частностями строительной деятельности. Стать специалистом по охране труда организации юрист не может, так как не обладает  специальным набором технических знаний.

Так же можно в дальнейшем будет взять специалиста по охране труда в штат, и он уже проведет аудит имеющейся и подготовленной документации.

3. Третий вариант: по сути, оставаясь застройщиком, весь объем непосредственно строительной деятельности передавать по договорам подряда Вашим прорабам, оформленным как ИП. В таком случае, минимизированы риски нарушения законодательства в области охраны труда.