Найти тему
Чтец смыслов

ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ ЗНАЧЕНИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Об историческом значении Великой Отечественной войны

Архимандрит Дамаскин (Орловский)

Когда история отдаляется во времени на большое расстояние, мы начинаем воспринимать исторические факты до некоторой степени мифологически. Нам кажется, что Великая Отечественная война была выиграна потому, что были молитвенники, затворники, по молитвам которых Россия и победила в этой тяжелой войне. Однако, по здравому рассуждению, становится понятно, что суть произошедшего состояла совсем в другом. Не будем забывать, что в довоенный период в нашей стране было куда больше молитвенников-подвижников, чем во время нее. С 1917-го по 1940-й год Россия изобиловала подвижниками, молитвенниками, преподобными, которые, в конце концов, и наследовали мученические венцы. Но даже все они не смогли повернуть отечественную историю, несмотря на то, что как мученики Откровения молились: «Доколе, Господи, Ты ещё потерпишь этот ужас?!» Почему же все-таки Господь попустил эту войну? Мы верим в промысл Божий, а не в случайность, а раз есть промысл Божий, значит, существует и какой-то глубокий смысл значимого исторического события.

Как бы развивалась наша история, если бы не было Великой Отечественной войны? Вспомним, что происходило в России до 1941 года. Происходило тотальное уничтожение русского народа безбожным, русско-ненавистническим правительством, одно из главных достижений которого — организация мощного карательного аппарата. Каждый день люди умирали насильственной смертью, истребляемые по приказу собственного правительства. Если бы не появилась внешняя военная угроза, неизвестно, остался ли бы вообще русский народ на этой земле и сколько ещё такого насилия он бы перенёс. Уничтожение народа внутри собственного государства, внутри себя самого — длилось до начала войны уже почти четверть века. Русский народ лишался тогда всего: жизни, достояния, имущества, религиозных и нравственных основ. Наконец, он тотально развращался в течение всех этих лет. И, в конце концов, то, что называлось Россией и в течение долгого времени существовало под именем СССР, распалось бы, как распалось в 1991 году. Маловероятно, что Россия пережила бы еще одно десятилетие такого самоуничтожения, унижения и полного искоренения веры. Но Господь попустил глобальную войну. Трудно охватить масштаб этого явления, трудно его описать. Если бы, например, Германия начала войну на десять лет позже, то, скорее всего, она уже застала бы такие же распадающиеся республики, как сейчас, вступила бы с ними в военное противостояние, и Россия потерпела бы крах.

Но случилось нечто необыкновенное: война, отчасти попущенная по грехам отступничества, в действительности позволила русским сохранить государство. В тот исторический момент правительство, богоборческое по своему существу и устроению, ненавидевшее Россию, ненавидевшее русскую историю, ненавидевшее православную веру, было вынуждено ради собственного физического самосохранения соединиться с русским народом и дать ему возможность быть собой, таким, каким он был при Александре Невском или при Куликовской битве. То есть, таким, каким он был тогда, когда в его жизнь приходили испытания, преодолевая которые, он показывал, на что он был способен. А это и великий героизм, и беспредельное великодушие, и великие падения. Раскрывались его подлинные и настоящие качества: русскому народу представилась возможность делать то, к чему он способен, раскрывать в себе дары веры и дары государственные. Конечно, оставалась по-прежнему разница между правительством, которое не изменило своего существа, не изменило своего отношения к вере, и всем остальным русским народом: члены правительства спасали свои жизни, а русский народ жертвовал жизнью ради спасения всего государства, ради спасения своего прошлого достояния и ради надежды на восстановление и развитие этого достояния в будущем.

Как происходит такая большая война? Что это вообще такое? Единовременно противостоят огромные физические и технические силы, на поле брани сходятся по несколько миллионов человек с обеих сторон. По сути дела целые государства с их многомиллионным населением противостоят друг другу. То, что описал Иоанн Богослов в Откровении, вдруг стало действительностью. На историческую сцену вышли такие силы, которые не мог контролировать ни человек, ни группа людей. Никакой военачальник, ни самый высокий, ни среднего уровня не в состоянии в полной мере управлять таким количеством людей и гарантировать создание условий для достижения победы при событиях такого масштаба. Победы в войнах, где участвуют относительно малые силы, когда победа зависит во многом от полководца, можно было одерживать только в прошлом. Разве что в конце истории, может кто и решится хлопнуть дверью с такой силой, что посыплется не только штукатурка обветшавшего дома, но и сам дом, вздрогнув, разрушится. Победы в свое время одерживал военный гений, молитвенник адмирал Федор Ушаков. В новых условиях война военачальников неминуемо превращалась в войну народную. В условиях существования коммунистической власти возможные военные гении были истреблены до войны. Больным мозгом вождя они виделись как конкуренты — и даже более страшные, чем могущее напасть на страну другое государство. А со стороны Германии выступали выдающиеся и опытные полководцы, отлично знающие военное дело. Со стороны России мог выступать только народ в виде верующих, маловерующих и неверующих людей.

С кем боролась Россия, и кому Господь попустил столкнуться с русским народом? Говоря о побежденной стороне, называют нацистскую Германию, отзываясь о ней уничижительно. Побежденная Германия соглашалась с этим внешне, но внутри себя самого германский народ вряд ли бы согласился с теми, кто считал, что это был момент исторического помрачения, падения для германской нации. На самом деле, для немецкого, вернее, для германского народа это был звездный час, расцвет национального бытия и воплощение всех его исторических чаяний: он был снова готов, как когда-то в древние века, воссоздать Римскую империю под своим водительством. Для этого нужно было раз и навсегда решить славянский вопрос, что пытались сделать уже на протяжении тысячи лет, еще со времен Александра Невского, и даже до этого.

Это был решительный шаг для Германской империи, которая собрала все свои силы, накопленные не за один год, все свои идеи, всю свою военную мощь, всех своих союзников, чтобы решить вопрос не только с Россией, но и решить вопрос мирового масштаба о создании новой империи, которую Германия собиралась возглавить. Это идея возникла не в какой-то одной голове, ибо не может быть развязана столь масштабная война, причиной которой является один или несколько человек. Невозможно претворить идеи такого размаха и напряжения в жизнь, если они не совпадают с идеями народа. Мировая война, ставшая для России Отечественной, одновременно явилась воплощением национальной идеи Германии. Подобные идеи бытовали в этом народе до принятия им христианства и после христианства. Они были, как бы заложены в нем, и с ними он, вероятно, будет жить до конца человеческой истории.

Развернулась война, подобной которой еще не было в истории мира. Если мы сравним все войны, которые были до этого, то увидим, что все прежние войны были локальными, маленькими даже для территории Европы. Великая Отечественная — единственная война, которая приобрела как бы апокалипсический характер. Речь шла не о локальной победе, речь шла о судьбе народов — быть им или не быть. Русскому народу германцы никакого выбора не оставляли. Он мог либо бороться за свое существование, либо исчезнуть. Не оставляли они выбора и другим славянам, в частности, западным славянам, многие из которых уже давно и не существуют, поглощены Германией, находятся на ее территории и сражались в войсках нацистов. Это была война с половиной объединенной Европы. Очевидно, что русский народ победил не потому, что ему помогали союзники. Если посмотреть на масштабы противостояния, на то, какая махина двинулась на одетую в красный панцирь тоталитаризма Россию, то, конечно, все преимущества были на стороне противника, что бы там ни писали о достоинствах советской техники. Германия аккумулировала почти все материальные ресурсы Европы, на ее стороне были не только технические преимущества, но и организационные. Германцы — народ организованный, готовый на большие лишения. Это — народ идейный, они целостные выразители устремлений объединенной Европы, имеющей национальное содержание, пусть и безрелигиозное, но все-таки национальное. Это люди, которые сумели организовать техническую мощь практически всей Западной Европы на войну с Россией.

Что же противостояло тогда Германии с нашей стороны? Материально-технически Россия уступала. Если посмотреть на чашу весов, становится понятно: единственное, что русские могли противопоставить — это вера. Не имели мы иного преимущества в этой войне, кроме веры во Христа. При этом надо понять, в чем состояло чудо этой победы «паче естества», по вере. Чудо состояло вовсе не в том, как люди мечтательно считают, унижая этим целый русский народ, что это всё лишь один какой-то молитвенник смог вымолить такое историческое явление, притом, что в аналогичных обстоятельствах даже тысячи святых молитвенников не смогли изменить историю, и Россия подверглась в 1917 году разрушению.

Каково было само явление веры в этой войне? Во время такой войны управлять всеми духовно-нравственными аспектами жизни сложно. Воевало русское общество в целом, как оно есть, не совсем контролируемое с точки зрения идеологии или со стороны власти. Это русское общество смогло самоорганизоваться в силу своей веры, в силу своего государственного инстинкта. Снова русский человек как бы воскрес, снова для него Родина стала превыше жизни, как то было раньше в русской истории. Он восстал из уничижения, стал самим собой. У русского народа оказалась иная способность к самоорганизации. Это — самоорганизация в чрезвычайных обстоятельствах, умение найти выход из казалось бы безвыходного положения, чтобы маленькой единицей, небольшой группой найти выход из трудностей, попытаться одержать победу на том или ином участке вопреки всем внешним обстоятельствам.

Победа в этой войне — это миллионы русских сердец, которые молились и в большей или в меньшей степени верили во Христа. Воевавшие в большинстве своем были детьми христиан, не каких-то привилегированных ново-советских сословий, отсиживавшихся в тыловом управлении. Дети христиан нашли свое призвание в этой войне, нашли свое самовыражение, вспомнили кто они такие.

Кроме того, надо понимать, что важно для русского человека и что другие народы видят иначе. Русский человек не был приучен к спокойным, комфортабельным житейским обстоятельствам, которые его разлагали, в таких обстоятельствах очень трудно почувствовать присутствие Божие. Поэтому русский человек проявлялся в каких-то чрезвычайных напряжениях, например в войне. В ситуации, когда человеческих сил не хватало и когда человек был вынужден по привычке, по вере, потому что душа — христианка, да кто и научен церковному, взывать к Богу, в таких чрезвычайных обстоятельствах воззвание русского человека к Богу и есть для него настоящая и подлинная жизнь. Его величие.

Поэтому то, что для других было смертью, там для русского человека открывался простор к вечной жизни — жизни с Богом. А если уж кому написано на роду, что он приближается к Богу только в чрезвычайных обстоятельствах, значит так суждено — кому-то остаться в живых, по молитвам, а кому-то — тоже по молитвам, уйти в жизнь вечную. И они уходили, исполнив свой долг.

Но это была другая война и другие люди, нежели ныне живущие. Русский народ сумел отстоять свою независимость от внешнего врага, но не смог освободиться от угнетавшего его врага внутреннего, а, следовательно, и воспользоваться всеми плодами победы.

Архимандрит Дамаскин (Орловский)