Словом можно убить. Взглядом тоже. Можно отвернуть от себя человека поступком, невниманием, непониманием. Можно один раз и навсегда. А можно каждый день И потом сокрушаться, понимать свой грех и отчаяться от невозможности вернуться на энное количество лет назад и все переиначить, исправить, не позволить себе так поступать.
Всегда радовалась новой командировке, пользовалась ею на всю катушку, в свободные от лекций часы старалась как можно больше увидеть, узнать о новом городе, приходила в гостиницу с гудящими ногами и целым чемоданом впечатлений. Но последняя командировка пошла по не запланированному пути. Началось все с купе, попутчиками были два студента, которые часа через полтора пути нашли себе компанию поинтересней, и женщина средних лет, ехавшая в тот же город, что и я. Выехали в 8 часов, до обеда успели познакомиться, узнать цель путешествий. Оказалось, моя попутчица едет навестить дочь, которую не видела 9 лет. Та сразу после института выскочила замуж и уехала из родного города.
Ближе к обеду у неё завибрировал телефон, она радостно ответила "Ало" и потом долго молчала, слушала и кивала собеседнику с застывшей на лице улыбкой, После минутного монолога , как оказалось, дочери, попутчица жалобно произнесла: "Как же так, дочка, я же уже еду? Куда же мне деваться в твоем городе, я там никого не знаю? Ах, гостиница есть? Ну ладно, пока" и отключила телефон. Улыбка сползла, женщина как-будто сдулась, сидела, уставившись в одну точку. Я попыталась её растормошить, спросив, все ли нормально, она не сразу ответила, посидела, подумала и со вздохом сказала:" Нормаальноо". Именно так, протяжно, грустно. Я поняла, что ей не хочется сейчас с кем-либо разговаривать, поэтому достала журнал и начала читать его, иногда искоса поглядывая на соседку. Под стук колес я незаметно уснула, проснулась, когда за окном уже почти стемнело. Моя соседка сидела в той же позе и кажется ждала моего пробуждения. Ей просто необходимо было выговориться, после ужина, к которому она почти не притронулась, она попросила выслушать её и не давать пока никаких советов. Мы проговорили почти всю ночь, она говорила и говорила, как-будто боясь что-то пропустить или не успеть до конца закончить свой рассказ.
Когда родилась Юля, они с мужем не планировали заводить больше детей, и у неё и у мужа были хорошие перспективы на работе и очередной декретный отпуск мог помешать карьерному росту. Девочка было очень похожа на свекровь внешне, та была властная и сварливая женщина и благо было только то, что жила от них далеко. Но характер у Юли был просто замечательный, послушная, не капризная, рано стала самостоятельной, сама учила уроки, помогала матери по дому. С ней вообще не было хлопот. Но когда ей исполнилось 15 лет, родители её обрадовали- у неё будет братик. Юля приняла эту новость с восторгом, ждала с нетерпением братика. Но вот когда его принесли из роддома, родители сразу сказали:" Ну вот, Юля, это,похоже, тебе, ведь ты теперь старшая, мы рассчитываем на твою помощь." И она впряглась со всем своим энтузиазмом. Женщина рассказывала, что она даже ревновала своего Илью к дочери, ей обидно было, что из двух протянутых к нему рук он выбирал сестренку, а не маму. И тогда бы ей включить свою мудрость, но вышло по другому. Постепенно на Юлю перешли все обязанности по уходу за ребенком, она стала хуже учиться, огрызалась, мать начала замечать не только внешнее сходство дочери со своей свекровью, но и характер девочки стал меняться. Это сейчас мать поняла, что в переходный возрастной период подростку нужны были любовь и понимание матери, но тогда она закусила удила и решила искоренить "свекровщину" всеми способами. Девочке было не сладко, мать понимает, как она тогда её обижала постоянными замечаниями, криками и запретами. Не запрещалось только отводить и забирать из сада братика, гулять с ним во дворе, готовить ужин для всей семьи(ведь мама работает на её будущее), их даже спать определили в одной комнате, чтобы мама могла выспаться перед трудным рабочим днем. Женщина помнить первую ссору с дочерью, когда она обвинила мать в том, что та не дала ей возможности подготовиться к поступлению в институт. Чтобы не пропустить год, пришлось подать документы в ПТУ и выучиться на делопроизводителя. Но когда пришло время сдавать экзамены в тот же институт на следующий год, дочь неожиданно объявила, что она уходит на съемную квартиру, которую ей согласилась оплачивать бабушка.
Мать в горячке бросила дочери, чтобы та не рассчитывала на её помощь, пусть тебе бабушка помогает. И жила спокойно, не интересуясь дочерью, любя и воспитывая сына, который долго тосковал по сестре. Она не знала, что на втором курсе Юля устроилась на работу в ночной магазин, чтобы оплачивать самой жилье, а бабушке говорила, что ей помогает мать. Не знала, что на 4 курсе она сошлась с молодым человеком , с которым прожив 2 года тихо расписалась и уехала с ним же куда-то за Урал. С дочерью поддерживал связь только отец, в тайне от жены он подбрасывал ей денег, иногда забирал её в торговый центр и покупал её необходимую одежду. Жене он об этом не говорил, потому что тогда был бы в семье грандиозный скандал(хотела жить самостоятельно - пусть живет, нечего лезть).
Прошло уже 9 лет, и только сейчас муж ей признался, что все это время он поддерживал связь с дочерью. Рассказал, как и где она живет, что до сих пор она не решается родить ребенка, говорит, что нанянчилась когда-то и если решится, то только на двоих подряд, чтобы вынянчить самой, не вешать детей друг на друга. Женщина с удивлением узнала, что и сын общается с сестрой, не говоря об этом матери. "Не понимаю, за что они так со мной? Я же их обоих любила, все для них делала. А Юля? Ну что Юля? Она отрезанный ломоть, может благодаря мне она стала такой самостоятельной и сильной."
Муж с сыном убедили её, что так больше продолжаться не может, дали телефон Юли, уговорили позвонить. Она очень боялась звонить, не знала, как отреагирует дочь на её звонок, но разговор прошел спокойно, без взаимных упреков. За месяц мать позвонила дочери 4 раза, она поняла, что соскучилась по своей кровинки, благодарила мужа и сына за то, что они подтолкнули её к примирению с дочерью и теперь решилась поехать в гости. Ей мало стало телефонных разговоров, захотелось увидеться с дочерью, просмотреть на её мужа, узнать как и где она живет. Сама напросилась на визит. А сегодня в обед дочь сама позвонила и сказала, что они с мужем уехали отдыхать в Турцию. "Ведь она знала, что я сегодня выехала, как она могла со мной так поступить?"
Ну что я могла её сказать или посоветовать, тем более, если она сама просила не давать советов. Да и не будет она к ним прислушиваться, она всегда все решает сама! Утром на вокзале я вздохнула с облегчением, что наша встреча подошла к концу. Ситуация не выходила у меня из головы все три дня, проведенные в этом городе. Погода тоже не располагала к экскурсиям, все время лил нудный противный дождь. И на душе было нудно и противно.