В налоговых органах в период пандемии коронавирусной инфекции изменился подход к проведению выездных налоговых проверок. Так, до 31.05.2020 г. Правительством РФ было приостановило их проведение, но уже с 01.06.2020 г. планируется возобновление назначения налоговых проверок, их проведения, а также осуществления мероприятий налогового контроля.
Вместе с тем, в течение двухмесячного срока действия ограничительных мер налоговые органы продолжали работать в режиме «повышенной готовности», что позволило им без течения сроков более глубоко изучать деятельность проверяемых лиц и, как следствие, тщательно подготовиться к мероприятиям налогового контроля, в связи с чем с высокой долей вероятности возобновляемый комплекс мероприятий налогового контроля будет максимально широким.
Для наилучшего понимания дальнейшего порядка действия налоговых органов необходимо обратиться к истоку установления «мер по обеспечению устойчивого развития экономики».
Одним из первых документов, установившим пакет мер, направленных на минимизацию рисков возникновения и распространения инфекции, был Приказ ФНС России от 20.03.2020 г. № ЕД-7-2/181@, которым до 01.05.2020 г. было приостановлено проведение выездных налоговых проверок, а также исключено проведение любых мероприятий налогового контроля, связанных с непосредственным контактом с налогоплательщиками, свидетелями и иными лицами, то есть налоговым органам было запрещено осуществлять допросы, осмотры, выемки, инвентаризации, вызов налогоплательщиков для дачи пояснений.
Позже меры, установленные Приказом ФНС России от 20.03.2020 г., были расширены Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 г. № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» (далее – Постановление № 409), в соответствии с которым срок приостановления выездных налоговых проверок и проведение мероприятий налогового контроля, связанных с личным контактом должностных лиц налоговых органов с налогоплательщиками, был продлен до 31.05.2020 г.
Также Постановлением № 409 было приостановлено назначение выездных налоговых проверок, помимо их проведения, течение сроков, предусмотренных статьями 100, 101, 101.4 НК РФ, был продлен срок представления ответа на требования, полученные в период с 01.03.2020 по 31.05.2020 г., а также снято применение налоговых санкции по ст. 126 НК РФ в отношении нарушений, совершенных в период с 1 марта 2020 года по 31.05.2020 г., производство по которым не осуществляется. Эта мера действует только в тех случаях, когда окончание срока представления документов (информации) пришлось на период с 1 марта по 31 мая 2020 года.
При этом данный порядок взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками в период пандемии был детализирован Письмом ФНС от 09.04.2020 г. № СД-4-2/5985@ «О Постановлении Правительства РФ № 409 от 02.04.2020 г.», в т.ч. порядок направления актов налоговых проверок и решений, когда рассмотрение материалов налоговой проверки уже завершено.
Как прямо следует из вышеуказанных положений, приостановление назначенных выездных налоговых проверок предполагает приостановление проведения всех контрольных мероприятий в отношении налогоплательщика.
В период пандемии коронавируса при рассмотрении материалов налоговой проверки налоговый орган обязан обеспечить соблюдение прав налогоплательщика бесконтактным способом.
Так, за последние два месяца налоговые органы активно практиковали взаимодействие с налогоплательщиками посредством использования централизованной системы видеоконференцсвязи ПК «Видеоселектор».
Учитывая, что вероятность неполного снятия ограничения мер сохраняется, возможно данная практика будет применяться налоговыми органами и в «посткоронавирусный» период, несмотря на то, что НК РФ не предусмотрено рассмотрение материалов налоговой проверки с использованием ТКС и видеоконференцсвязи. Такой порядок взаимодействия налоговых органов может позволить им использовать сэкономленное время по назначению.
Стоит отметить, что введенные ограничительные меры должностными лицами налоговых органов соблюдались не полностью, на практике допускались случаи неоднократного нарушения положений Постановления Правительства № 409 и Приказа ФНС России № ЕД-7-2/181@ от 20.03.2020 г.
Так, налоговыми органами в сложившейся ситуации стали применять новые способы для получения свидетельских показаний и пояснений налогоплательщика путем выставления требований, в содержание которых включены перечни вопросов для свидетелей.
Таким образом, несмотря на то, что мероприятия налогового контроля в виде допроса свидетеля и выставления требования о представлении документов (информации) являются разными по своей природе и процедуре, фактически сотрудниками налоговых органов осуществлялась подмена одного мероприятия другим.
Аналогичная ситуация практиковалась проверяющими и для получения пояснений налогоплательщика – сотрудниками в уведомление о вызове налогоплательщика в налоговый орган включался перечень вопросов, на которые налогоплательщику необходимо представить пояснения в письменном виде, зато сохранен принцип отсутствия непосредственного контакта с налогоплательщиками.
Необходимо обратить внимание, что ни Приказ ФНС России от 20.03.2020 № ЕД-7-2/181, ни Постановление № 409 не предусматривают замену одного мероприятия налогового контроля на другое, данными положениями наоборот напрямую исключена возможность проведения допросов и вызовов для дачи пояснений.
Однако, не стоит исключать вероятность того, что налоговые органы будут использовать данную практику в дальнейшей работе, так как полученные в ответ на выставленное требование «свидетельские показания» дадут возможность налоговому органу перепроверить их при непосредственной явке свидетеля в налоговый орган.
Теперь, когда срок приостановки проведения и назначения выездных налоговых проверок подходит к концу, обеспечение доходной части бюджета может стать одной из главных задач налоговых органов, в связи с чем будет ужесточен контроль.
Безусловно, сотрудники налоговой в течении пандемии анализировали сведения о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, которые были получены ранее, формировали проекты требований о представлении документов (информации), готовились к предстоящим допросам свидетелей, оценивали перспективы проведения осмотра, выемки, инвентаризации и иных контрольных мероприятий.
Несмотря на отсутствие у налоговых органов возможности взаимодействовать с налогоплательщиком, внутри системы имелась возможность организовывать совещания в составе проверяющей группы, анализировать сведения в отношении проверяемого налогоплательщика, выстраивать план контрольных мероприятий, который будет реализован при возобновлении проведения налоговых проверок.
С 01.06.2020 г. налогоплательщики должны быть готовы к тому, что налоговые инспекции будут проводить широкий комплекс мероприятий налогового контроля, на подготовку которых у них было более двух месяцев, тогда как налогоплательщику придется реагировать на данные мероприятия незамедлительно.
В ближайшее время ожидается тенденция по всплеску активности со стороны налоговых органов, которая может быть вызвана в том числе и снижением в период пандемии роста поступлений денежных средств в бюджет, а также его сокращением ввиду следующего:
· определенная категория налогоплательщиков получила послабления в виде льгот по уплате налогов, отсрочку (рассрочку) платежей, освобождения от ответственности в виде штрафа – отчисления в бюджет не осуществлялись;
· обеспечивается финансовая поддержка региональных бюджетов;
· осуществляется выплата субсидий пострадавшим отраслям экономики;
· реализуется осуществление материального стимулирования медработников и др.
Таким образом, действие на протяжении двух месяцев ограничительных мер может обрушить на налогоплательщиков волну налоговых проверок и комплекса мероприятий налогового контроля, перед которыми уже с 01.06.2020 г. необходимо быть вооруженным.