Найти тему

Казнь Ибрагима – преступление Сулеймана или благо для империи?

Приняв решение о казни великого визиря Ибрагима-паши Паргалы, султан Сулейман Великолепный руководствовался, прежде всего, соображениями личной мести бывшему другу. Известно, что не только в плохих отношениях с Хюррем-султан находился Ибрагим-паша. Великий визирь давно уже отдалился от султана, систематически врал ему и прямо оскорблял своими заявлениями про льва и дрессировщика.

Тем не менее, Ибрагима, хотя бы ради дружбы с султаном, могли бы сослать в отдаленный санджак. Но этого султан не сделал. И вот почему: ко времени, предшествовавшему казни Ибрагима-паши Паргалы уже вырос Мустафа. И отношения между шехзаде и отцом также, благодаря интригам Хюррем, складывались не очень хорошо. Отец пытался демонстрировать равное отношение ко всем детям, но в глубине души уже ценил детей Хюррем выше, чем сына Махидевран.

-2

Фактически в виде Махидевран и Мустафы сложилась партия, для которой был выгоден как можно более скорый уход султана из жизни. Даже если Мустафа не хотел этого на рациональном уровне, он вполне допускал это на иррациональном: малейшая болезнь султана и вот Мустафа уже рассуждает о троне, как и Махидевран.

Несомненным представителем этой партии был, конечно, и Ибрагим Паргалы. Нет, паша ни в коем случае не жаждал смерти султана, но он не исключал такого варианта развития событий и в этом случае именно он, Ибрагим, фактически и стал бы регентом империи, помогая управлять молодому Мустафе.

-3

Султан Сулейман, видя, насколько сблизились шехзаде и великий визирь, прекрасно просчитал возможное дальнейшее развитие событий. Также он понимал, что в случае его смерти Мустафа под влиянием Махидевран безжалостно расправится с Хюррем и с ее детьми, может быть за исключением Джихангира.

Но ведь ко времени взросления сыновей Хюррем и у них появились покровители. Увеличилось влияние Рустема, на стороне Хюррем был Айяс-паша. Султанат мог провалиться в бездну кровавых гражданских войск между двумя партиями – Мустафы-Ибрагима и тех, кто пытался бы привести к власти Селима или Баязида.

Если даже Селим с Баязидом стали воевать друг с другом, чего стоило ожидать от Мустафы и Ибрагима. Возможно, империя как единое государство, даже могла бы прекратить свое существование. Казнь Ибрагима была первым ударом по партии Мустафы и Махидевран, а казнь Мустафы уничтожила ее полностью. Как уничтожила и надежду на «другую» Османскую империю.