Найти тему

Ядерное оружие для Польши – угроза европейской безопасности

 27.05.2020 • Владислав Гулевич, эксперт журнала «Международная жизнь»
27.05.2020 • Владислав Гулевич, эксперт журнала «Международная жизнь»

Заявление посла США в Варшаве Джорджетт Мосбахер о возможности переезда американского ядерного арсенала из Германии в Польшу МИД России назвал действиями, ставящими под угрозу материальную основу европейской безопасности, уже ослабленную в результате односторонних шагов США (выход из ДРСМД, ДНСВ, ДОН и др.) . 

Слова Мосбахер неоднозначно восприняли и в американском политикуме. Бывший посол США на Украине, сторонник жёсткого курса в отношении России Стивен Пайфер предостерёг от размещения ядерного оружия в Польше, приведя следующие доводы: это будет стоить много денег, которые отберут у проектов модернизации армий стран НАТО; немецкие самолёты для переноски ядерных бомб изнашиваются, Берлин собирается покупать новые у США, что для Польши было бы большим финансовым бременем; Польша добровольно превратится в цель для ответных или упреждающих ударов ядерных сил РФ; перебазирование ядерного оружия в Польшу было бы нарушением обязательств НАТО от 1997 г. не размещать подобное оружие на территории новых членов и породило бы раскол внутри альянса. 

Многозначительное молчание польских властей на данную тему говорит об их внутреннем согласии с предложением Мосбахер. Польша поставила перед собой амбициозную цель – достичь долгосрочного военно-политического лидерства в Восточной Европе. Курс на переформатирование архитектуры региональной безопасности заложен в программных документах польского государства.

В Стратегии национальной безопасности-2020 указывается на намерения Польши противодействовать России и работать над созданием «санитарного кордона» на её западных (Молдавия, Украина) и южных рубежах (Грузии). Варшава претендует на особую посредническую роль между коллективным Западом и Россией и особое, «более проницательное понимание скрытых намерений России». Обоснованием для таких утверждений служит будто бы присущий только полякам богатый политический опыт соседства с российским государством, в т.ч., в его составе в прошлой истории.

На несоответствие этого утверждения действительности в своё время указал польский философ Бронислав Лаговский. Если бы польская политическая мысль была признанным специалистом по российской теме, трудами польских геополитиков были бы заставлены полки зарубежных магазинов и библиотек. Пока же поляки переводят на польский работы американских, британских, немецких экспертов, но не наоборот. Польская политическая мысль о России не представляет ценности для западных интеллектуалов, потому что она однобока и замутнена склонностью трактовать всё сквозь призму польско-российских исторических конфликтов. 

Проявлением и подтверждением подобного мышления является благосклонное отношение большинства польских политиков к идее, озвученной Мосбахер (в 2015 г. Варшава уже высказывала желание стать частью ядерного щита НАТО). 

По последним социологическим данным, отношения Польши с Россией как определённо дружеские видят всего 1% поляков, ещё 10% - как скорее дружеские, чем враждебные. Враждебными либо неприязненными считают их 8% и 34%, соответственно.

Некоторым положительным фактом можно считать то, что только 19% респондентов возлагают за это вину исключительно на Россию. 22% полагают, что вина лежит, скорее, на России, 46% - на обеих сторонах. Исключительно Польшу винят 2%, а 7% - скорее, Польшу, чем Россию. 

Но, что интересно, - 74% называют главной причиной напряжённости исторические вопросы, 37% - экономические, 26% - политические. Это говорит о том, что основным двигателем антироссийских настроений в польском обществе остаётся т.н. историческая политика Варшавы – принцип непрощения и постоянного искусственного «расцарапывания» исторических обид и ран для морального обоснования собственного враждебного курса по отношению к Москве.

Тем не менее, мы вынуждены с сожалением констатировать, что в массе своей польское общество готово к обострению отношений с Россией. Замеры общественных настроений по вопросу размещения в Польше ядерного оружия не проводились, но можно предположить, что в условиях антироссийской истерии, царящей в стране, многие поляки, хотя и не все, эту идею могут поддержать. 

Судя по всему, по замыслам Варшавы обладание американским ядерным оружием должно вывести Польшу на уровень ведущих европейских держав в области её политического влияния. Как результат, предполагается, значение инициированных Польшей проектов (Балто-Черноморский союз, Троеморье, Восточное партнёрство) существенно повысилось бы. Но другая сторона медали – раскол внутри НАТО, о котором предупреждает Пайфер, произойдёт не только среди старых членов альянса, но и среди новых. 

Такие страны как Венгрия, Словакия, Чехия, Болгария, Хорватия могут дистанцироваться от ядерной Польши во избежание ненужных обострений в отношениях с Москвой. В отличие от Польши, они не стремятся к радикальной ломке сложившегося баланса сил в Европе, их устраивает действующая система геополитических противовесов. Теоретически союзниками Варшавы могут выступить прибалтийские страны, но сложно спрогнозировать достоверно, что выберет их руководство – очередной виток конфронтации с Россией или сохранение нынешнего вяло текущего и бессмысленного противодействия. 

Размещение в Польше ядерных боеголовок однозначно приведёт к росту милитаристских настроений на восточной границе ЕС. Выскажу предположение, что обладание таким ядерным ресурсом развяжет Варшаве руки и послужит соблазном к достижению целей, обозначенных в Стратегии национальной безопасности-2020, более прямолинейными и грубыми методами. Политика ядерной Польши будет в разы агрессивней, чем безъядерной, а невольными жертвами такой агрессивной политики станут, в том числе, государства, которые Варшава называет своими союзниками – Украина, Молдавия, Грузия и восточноевропейские партнёры Польши.

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

Читайте другие материалы журнала "Международная жизнь" на нашем сайте.