История богородской деревянной игрушки насчитывает более 350 лет.
По преданию, крестьянка вырезала куклу "Ауку" из липы для своих детей, но дети наигрались, а игрушка попала к купцу. Купец выгодно продал ее и заказал целую партию таких же.
Другая легенда связывает промысел с расположенным в 27 километрах Сергиевым Посадом, который называли «столицей игрушечного царства».
По преданию, Сергий Радонежский вырезал из дерева игрушки и дарил их детям, а монастырские крестьяне выполняли большие заказы на изготовление резных изделий из дерева.
Для жителей Сергиева Посада и соседних деревень продажа стала одним из важнейших источников заработка.
Изготовлением резных игрушек из дерева в селе Богородское, где по легенде и возник промысел, занимались целые семьи, навыки передавались от отца к сыну, сохраняя традиции.
В ноябре 1913 года появилась артель «Богородский резчик» и открылась профессионально-техническая школа, где готовили мастеров художественной резьбы по дереву.
В 1960 году, в канун 300-летия промысла, артель была преобразована в фабрику, которая находится в посёлке Богородское Сергиево-Посадского района Московской области.
В советское время на Богородской фабрике художественной резьбы по дереву работали около 800 мастеров, в начале 90-х годов – 400. В последнее время - всего 33 сотрудника.
На фабрике изготавливают игрушки, художественные композиции, сувениры, настенные панно, декоративное оформление часов, элементы мебели.
При Богородской фабрике художественной резьбы появился музей, в котором проводятся экскурсии для детей и взрослых, на сайте фабрики открылся интернет-магазин, в котором можно приобрести игрушки.
Отличительная особенность богородской игрушки – плавность линий, отсутствие явных деталей, строгих форм и острых элементов, которые способны поранить ребёнка, но позволяющие детям развивать творческий подход и фантазию во время игры.
Для этого промысла характерно два направления.
Статичные и подвижные игрушки.
А так же игрушки с росписью и без.
Одни игрушки оставляют некрашеными или лишь покрывают лаком.
Это могут быть неподвижные скульптурки или фигурки с движущимся механизмом.
Орнаментом здесь выступают штрихи и углубления, оставленные резцом мастера.
Другие ирушки - расписные.
Они бывают как статичными, так и с движением.
Как же рождается Богородская игрушка?
Богородские игрушки традиционно вырезают вручную из липы.
И лишь некоторые элементы выпиливают на токарном станке.
Заготовленные и высушенные стволы дерева распиливались на чурки, затем отправлялись в работу к мастерам.
Чурки ремесленники раскалывали самостоятельно на четыре части, так как такой формы заготовки были наиболее удобными для работы.
Вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников.
Из цельного куска дерева делались дорогие виды игрушек, а из оставшихся щеп - игрушки попроще.
Мастерами по резьбе были, как правило, мужчины.
Большинство богородских игрушек снабжено механизмами – раздвижными планками, подвесами, кнопками, которые заставляют игрушку двигаться.
Кто не видел богородскую игрушку «Кузнецы», в которой крестьянин с медведем стучат молотками по наковальне?
Эта забавная игрушка помещена на герб Богородского села - места, где по легенде зародился промысел.
Сюжеты для богородских игрушек всегда брались из повседневной жизни.
Например, сапожник чинит обувь, лесорубы пилят деревья, гусары скачут на конях, барышни изображались с цветами в руке.
Самые популярные персонажи – это традиционные для русской культуры животные – медведи, зайцы, белки, лисы и птицы.
Например, медведи, занятые крестьянскими работами: медведи-рыболовы, дровосеки, пасечники, лодочники, грибники.
А ещё медведи, играющие в шахматы или на балалайке.
Сегодня же появились футболисты, медведи с космическими спутниками, стучащие по клавиатуре компьютера или ремонтирующие автомобили.
Самые известные игрушки с движущимися элементами - курочки на круге, клюющие зерно, медведь с кувалдами, «плясун» с пружиной внутри.
Если раскрутить подвешенный на нитях шарик-баланс, курочки начинают «клевать», ритмично постукивая клювиками.
Для тех игрушек, которые расписывались, краски брались яркие, сочные, насыщенные. Роспись отчасти напоминает хохломскую и городецкую, но без характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.
Игрушки раскрашивают гуашью, после чего покрывают лаком на масляной основе.
Сохнуть изделие оставляют на ночь. Утром счищают остатки краски, потом игрушка попадает на стол к упаковщице, после – на продажу.
В день мастер красит до 50 фигурок.
В заключении хочется сказать, что в наш век высоких технологий, когда предпринимаются попытки создания приборов, способных полностью заменить работу мастера, все же ручная резьба остаётся неповторимой и самой красивой.
Недаром тонкая работа рук мастера ценилась с давних времен и сейчас представляет необычайный интерес. Поэтому как раньше, так и сейчас, такие забавы, как Богородская игрушка, остаются занимательными и очень полезными для ребёнка.
Все фотографии взяты в свободном доступе сети Интернет.