Зачастую путают обварную керамику с чернолощеной. По цвету они очень похожи, но чем же отличаются? Оба способа направлены на то, чтобы пористую керамику сделать более прочной и менее гигроспокичной. Обварная керамика. Техники обвара разные, но принцип один и тот же: после обжига керамическое изделие с обычным "красным" цветом окунают в "обвар" (любая органическая смесь, чаще всего - мучная болтанка; сейчас модно молочение, так как казеин хорошо "склеивает" поры) и запекают на относительно низкой температуре.
А вот чернолощеная керамика - это результат сложного химико-физического процесса. Восстановительного обжига (обжига в восстановительной среде без доступа кислорода). Если в первом случае черный цвет - это цвет запеченой органики (кстати, археологические образцы чаще всего черные из-за остатков запеченой пищи), то во втором - это цвет самой глины, которая меняет цвет с красного на черный за счет восстановления.
Чернолощеная керамика круче, так как черепок спекается в значительной степени, приобретает гематитовый оттенок, при этом - огромная усадка, но и сам черепок становится плотным настолько, что никакая вода ему не страшна. Увы, пока не удалось доказать существование чернолощеной керамики раньше 16 века. Вот более подробная публикация по теме http://www.novsu.ru/file/1563431 (студенты, пользуйтесь первоисточниками).
Все керамические изделия с коричневатым оттенком - обварная керамика на сто процентов.
А вот черная керамика..... Некоторые умельцы научились напылять кефир. Он при обжиге дает черный цвет, близкий к чернолощеной керамике (бывает ещё и краснолощеная керамика - обжиг обычный, только поверхность обработана, и мореная керамика - тот же восстановительный обжиг, черная по цвету, но не лощеная), функциональные же характеристики никакие. Только поставить на полку и любоваться: напыление не проникает в черепок, легко истирается при использовании.