Если любить прогулки по историческим местам, сложно не наслаждаться маленьким уголком Басманного района, на стыке улиц Казакова и Радио. Количество красивых зданий и интересных историй их жильцов просто зашкаливает. Отдельный плюс - они за пределами Садового кольца и ими можно с удовольствием полюбоваться, не сталкиваясь с толпами туристов. Сегодня расскажу об истории главной архитектурной доминанте здешних улочек - церковь Вознесения на Гороховом поле - и ее владельца, чей богатый послужной список я вынес в заголовок.
НАЧНЕШЬ СО ЗДАНИЯ, ЛЕНИВЕЦ?
Да, начну со здания. Географическая часть в названии церкви отсылает нас примерно на три века назад - здесь располагался казенный Государев гороховый двор. Горох тогда был одним из главных продуктов при составлении царской трапезы, отсюда и личное поле, где горох зрел для того, чтобы попасть на главный стол страны. По мере развития кулинарного и сельскохозяйственного искусств, а также по мере разрастания Москвы, надобность в отдельной плантации отпала, и на месте поля начали расти улочки, которые, по преданию, проложены вдоль существовавших тропинок то поле пересекавших.
Деревянная церковь появилась на этом месте давно, как минимум, до 1731 года, рядом с усадьбой канцлера Головкина. Во второй половине XVIII века и дворец, и храм перешли в собственность Алексея Кирилловича Разумовского, придворного Екатерины II. О нем расскажу чуть ниже, а пока продолжу про церковь - усадьба и храм горели в середине века и были отстроены заново. К обоим роскошным зданиям приложил руку великий архитектор Казаков (в честь которого названа соседняя улица). О богатстве Разумовского и его вкусах можно судить по тому, что выросло на месте сгоревших построек. Церковь Вознесения тайный советник передал из домовых в приходские (новую домовую он построил в глубине угодий, ближе к речке) и значительно расширил. Получился вот такой шедевр, который не уступает парадным храмам в центре столицы, да и в любом городе Европы бы также не затерялся.
ЧТО ЭТО БЫЛ ЗА РАЗУМОВСКИЙ ТАКОЙ?
Крайне любопытная личность. Сын последнего гетмана Войска Запорожского, выпускник Страсбургского университета, опытный государственный чиновник, дослужившийся при Екатерине до чина "тайного советника". При этом, наглости Алексею Кирилловичу было не занимать - мало того, что он был довольно открытым масоном (что в последние годы правления императрицы было под негласным запретом), так еще и осмелился перечить "матушке" при принятии одного из законов, за что и был отставлен в 1795 году. После этого Разумовский перебрался в Москву и занялся обустройством дворца и церкви, результаты которого мы видим сейчас.
Об опытном чиновнике вспомнил уже Александр I, назначивший его попечителем Московского университета, а затем и вернувший в политику, на пост министра народного просвещения. При Разумовском был принят устав Царскосельского лицея, открыто более 100 учебных учреждений по всей стране. Тогда же произошло очередное изменение в мировоззрении Алексея Кирилловича - как гласит известная фраза, "плох тот радикал, что к старости не стал консерватором". Так, Разумовский из вольнодумных масонов перебежал в стан реакционеров, попав под влияние посланника Сардинского королевства при дворе императора Александра I, Жозефа де Местра.
Де Местр - личность не менее (а скорее даже более) интересная, чем Разумовский, но для краткости - воспитанник иезуитского колледжа (и, как следствие, агент влияния могущественного католического ордена), философ, дипломат и литератор. За почти 15 лет службы при дворе успел вскормить как будущих либералов (в лице, например, Чаадаева), так и консерваторов (Тютчев), которых, однако, объединяет ориентировка на Европу. Sapienti sat, как говорится. Под влиянием де Местра, Разумовский изменил учебную программу, добавив, как сейчас принято выражаться, часов на изучение богословия, и сильно сократив преподавание истории и точных наук.
А ЧТО ЦЕРКОВЬ?
А церковь (вместе с дворцом) долгое время считалась архитектурной жемчужиной Москвы. С этим, как вы уже понимаете, не согласилась советская власть, расстреляв в 1930-х последних приходских священников,а здание передав то слесарной мастерской, то клубу, то производственному объединению "Упаковка". К счастью, немножечко опомнились к 1960-м, когда прошла первая внешняя реставрация храма. Церкви он вернулся уже в 1990-х, а реставрация закончилась к концу XX века, причем закончилась "счастливо" - здание восстановили максимально близко к историческому облику!
Вот такая вот сегодня любопытная история вышла. К графу Разумовскому, его масонству и иезуитству я еще вернусь, потому, что расположенный по соседству с церковью дворец заслуживает отдельного рассказа! А пока - спасибо за внимание идо новых встреч в "Путешествиях Ленивца".
Все статьи в "Путешествиях Ленивца" можно удобно найти здесь.