Найти в Дзене

"Образ матери в мировой культуре

Традиционно самой известной считается мифология античности. А волшебные мифы Древней Греции начинаются с поклонения Матери всего сущего - Матери-Земле, т. е. Гее.

Луи де Бульон Младший. Гея
Луи де Бульон Младший. Гея

Именно материнство Земли дало жизнь небу - Урану, горам и океану, и даже самому Времени.

Н. Рерих. Матерь Мира
Н. Рерих. Матерь Мира

Конечно, сама идея о сходстве плодоносящей земли и матери лежала в центре мировоззрения не только древних греков, но и многих других народов. Пожалуй, только у египтян было по-другому: Земля у них ассоциировалась с мужчиной, а небо - с женщиной.

Образ Матери всего живого существовал и в шумерской мифологии ( богиня Тиамат), и в мифологии Ура, откуда богиня Хепа трансформировалась в библейскую Еву, что вполне неожиданно. А вот в Малой Азии долгое время существовал культ богини-матери Кибелы. Скандинавская мифология рисует свой образ богини Фрейи, кельтская - богини Дану, связанной также с культом воды.

Богиня Кибела
Богиня Кибела

Отголоски этой традиции прослеживаются в древних названиях рек: Дунай, Дон, Днестр, Днепр. И в других частях света, пусть и со своей национальной спецификой, каждая культура непременно отдавала дань уважения матери.

Ацтеки древней Мексики, например, поклонялись богине Тонанцин Тлалли, имя которой означало "высокочтимая Мать Земля".

Богиня Тонанцин
Богиня Тонанцин

А в индуизме мать всего сущего известна как Гайятри. В одном из священных текстов говорится буквально следующее: " Гайятри есть Брама, Гайятри есть Вишну, Гайятри есть Шива, Гайятри есть Веды". Персонификация Гайятри произошла позднее. Её стали изображать в виде прекрасной богини с пятью головами, сидящей в цветке лотоса.

Богиня Гайятри
Богиня Гайятри

Интересно также, что по всему миру до сих пор находят женские статуэтки эпохи верхнего палеолита, так называемые Венеры, тоже символизирующие Мать.

Венера. 23 тыс. лет до н.э.
Венера. 23 тыс. лет до н.э.

Всё это дало основание в своё время известному философу Карлу Густаву Юнгу счесть архетипическое представление о матери частью "коллективного бессознательного". Причём во всех древних религиозных системах образ Матери всего сущего старше аналогичного образа отца. Этим и объясняется универсальность образа Матери во всех культурах мира."

Статья из книги "Подарок маме", сост. А. Григорьева, И. Маневич; изд. "Белый город"

Если вам была интересна статья, ставьте "лайк"