Когда из-за коронавируса стали вводить ограничения, казалось, что жизнь вот-вот остановится, все рухнет. Но далеко не все готовы были сдаться без боя.
Нет работы, есть пособие
– С начала 2020 года количество безработных увеличилось на 30 тысяч человек, – заявила заместитель директора департамента по труду и занятости населения Свердловской области Наталия Бордюгова. – В январе их было зарегистрировано 22 тысячи, в мае – уже более 54 тысяч человек. Всего на сегодняшний день к нам обратились порядка 87 тысяч человек, и мы понимаем, что это – не предел.
Прогноз на ближайшие месяцы неутешительный. По словам Н. Бордюговой, предприятия переходят на неполную занятость, некоторые готовятся к сокращению штата, до 1 июля уровень безработицы будет расти.
Столь мощного и стремительного обвала на рынке труда в России не было давно. На начало года уровень безработицы составлял 1,03%, сегодня он поднялся до 2,57%. Правда, до ситуации, сложившейся в кризисном 2010 году, еще далеко. Тогда уровень безработицы составлял 3,96%, но, как предупредила Н. Бордюгова, нынче эта цифра может быть перекрыта.
Частично прирост количества безработных объясняют так: многие из тех, кто ранее гнушался идти на биржу труда из-за мизерного пособия, теперь решили легализоваться, чтобы получать его в нынешнем повышенном размере.
Так поступил, к примеру, мой знакомый Евгений Петрович из Верхней Салды.
«Заполнил заявление по безработице через сайт госуслуг, – сообщил он в соцсетях. – Все-таки сумма в 12 130 рублей, увеличенная на районный коэффициент, – это приличные деньги для глубинки».
Тотчас ему посыпались отклики из разных уральских городов от желающих пойти по его стопам. Стали расспрашивать, кому положено максимальное пособие.
Объясняю. В связи с коронавирусом до конца 2020 года максимальная сумма пособия по безработице доведена до федеральной величины МРОТ и составляет 12 130 рублей в месяц. Первыми претендентами на него стали уволенные с 1 марта 2020 года.
Что касается граждан предпенсионного возраста, то для них дополнительные гарантии предусмотрены вне зависимости от пандемии. Такое право закреплено в статье 32.2 Закона о занятости населения в РФ.
Сокращаться или развиваться
Еще одна вечная спутница кризисов – неполная занятость. В таком режиме к концу второй декады мая в Свердловской области работали 40 тысяч человек, при этом меньше половины из них – 19 тысяч – переведены на работу в таком формате из-за пандемии. О чем говорят цифры, обнародованные Наталией Бордюговой? О том, что желающих свалить все социально-экономические проблемы на коронавирус хватает, но оснований для этого у них нет.
Переводить работников на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю многие работодатели стали задолго до пандемии. Одни – ради сокращения затрат, другие – из-за падения спроса на товары или услуги. В том и другом случае, помимо объективных причин, были и субъективные: вкладывать средства в модернизацию, менять и расширять сферу деятельности хлопотно. Гораздо проще двигаться по накатанной колее. Вот и докатились.
Любой кризис, будь он вызван финансовой турбулентностью, санкциями или пандемией, ставит вопрос ребром: шевелись или проиграешь. Посмотрите, как по-разному ведут себя предприниматели. Одни владельцы кафе распустили сотрудников, другие стали продавать еду на вынос, кормить медиков, вынужденных сутками дежурить в инфекционных отделениях.
Лыжный гонщик Андрей Евтюхов после завершения карьеры занялся производством спортивной одежды. Но когда грянула пандемия, наладил выпуск защитных костюмов для медицинских работников.
– Победим коронавирус – снова переключусь на выпуск экипировки для спортсменов, охотников, грибников, – заявил бизнесмен.
Именно на таких предпринимателей – гибких, способных менять тактику, перестраиваться – рассчитаны меры государственной поддержки. Просто раздать деньги, как предлагают некоторые, значит, выбросить их на ветер.
– Дополнительно к 86 млн рублей федеральных средств из регионального бюджета выделено порядка 45 млн рублей на смягчение ситуации на рынке труда, – сообщила Н. Бордюгова. – Они пойдут на организацию временной занятости, частичную компенсацию заработной платы компаниям, которые будут брать на работу сотрудников других предприятий, где произошло сокращение штата. Поддержку могут получить и те компании, которые станут брать на постоянную работу выпускников вузов и средних профессиональных учебных заведений.
Расцвет удаленки
По данным областного департамента занятости, полторы тысячи предприятий работают в режиме удаленного доступа – это 64 тысячи человек. Но держать сотрудников вне офисов работодатели начали давно. Однако карантин заставил задуматься о преимуществах удаленки и тех, кто раньше не планировал ее вводить. Как считают эксперты, в посткоронавирусную эпоху удаленка не только сохранится, но и будет расширяться.
Согласно одному из опросов, 51% компаний, перешедших на удаленку, не стали менять продолжительность рабочего дня, 29% сотрудников отметили, что время, отданное работе на дому, увеличилось; 66% работников из-за удаленки лишились премий, 39% сохранили доходы на прежнем уровне.
Федерация независимых профсоюзов России разработала законопроект о внесении изменений в Трудовой кодекс. Они призваны регулировать работу на удаленке. Предусматривается заключение дополнительного соглашения с работником, в котором будут прописаны режим труда и отдыха, формы отчетности, каналы связи с руководителем.
Содержится в законопроекте запрет снижать зарплату сотруднику, если он справился со всеми заданиями. Предусмотрено возмещение расходов на электроэнергию, Интернет, телефонную связь. Называется и предполагаемая сумма – 3 тысячи рублей. Этот пункт проекта работодатели уже восприняли в штыки.
Закреплено в документе и преимущественное право пенсионеров перейти на удаленную работу. Оно распространяется также на сотрудников, имеющих малолетних детей или ухаживающих за беспомощными родственниками, инвалидов, студентов-очников.
Один из бизнесменов в разговоре со мной назвал кризис отличным стимулом.
– Помните, как шесть лет назад, когда американцы ввели против нашей страны санкции, многие впали в панику, мол, все встанет, – говорит Николай Дмитриевич. – Не пропали мы, а во многом и преуспели. Мы с товарищем, например, наладили выпуск сыров.
И все же настроение у большинства россиян тревожное. По данным опроса, проведенного Уральской торгово-промышленной палатой, около 60% бизнесменов заявили, что их положение ухудшилось. Каждый четвертый уже уволил часть сотрудников, 6 процентов опрошенных планируют уволить всех. Хорошего, согласитесь, мало.
Другие тексты наших журналистов и читателей можно прочитать на нашем сайте.
Автор Татьяна Бурова
Вам понравился этот материал? Жмите лайк и подписывайтесь на канал.