Хочу рассказать о великом русском писателе И.Е. Репине. О том, что Репин — великий русский художник, знают даже далекие от искусства люди. Образы с его картин известны нам с детства: они воспроизводятся в учебниках, служат иллюстрациями к историческим рассказам и оживают в речи народными афоризмами. Иван Грозный, который убивает своего сына, — символ бессмысленной жестокости и один из самых узнаваемых персонажей в русском искусстве. Образ бурлаков на Волге вспоминается, когда речь идет о непосильном, каторжном труде. Эти картины давно стали эмблемами русской художественной школы, а их автор — Репин — одним из ярчайших ее представителей.
Раз эти образы нам хорошо знакомы, мы обманчиво полагаем, что и про их автора знаем абсолютно все. Но разобрались ли мы, что на самом деле происходит на картинах Репина? Что мы знаем о жизни и творчестве художника после 1917 года? Почему Илью Ефимовича часто называют мистическим художником? Откуда вообще взялся этот эпитет? Попробую ответить на эти вопросы, а точнее немного рассказать того, чего многие из Вас не знают.
Возьмем первую картину И.Е. Репина " Иван Грозный убивает своего сына"
Идея написать жуткую сцену гибели царевича родилась у Репина, когда он слушал симфонию Римского-Корсакова «Антар». «Его музыкальная трилогия — любовь, власть и месть — так захватила меня, и мне неудержимо захотелось и в живописи изобразить что-то подобное по силе его музыке». Происходившие вокруг события тоже производили впечатление: в 1881 году террорист-народоволец Гриневицкий взорвал бомбу, которая убила императора Александра II. Это потрясшее общественность происшествие не стало последней кровавой новостью — за ним последовали расправа над народовольцами, ссылки и казни причастных к преступлению против власти. Репин писал, что его чувства «были перегружены ужасами современности». Вся атмосфера располагала к тому, чтобы родилась картина, от которой художнику самому было не по себе. Товарищи-художники восхищались, как Репину удалось раскрыть тему отцеубийства и передать очень острые, трагические эмоции на лицах персонажей: «И как написано, боже, как написано!.. Что такое убийство, совершенное зверем и психопатом?.. Отец ударил своего сына жезлом в висок! Минута... В ужасе закричал... схватил его, присел на пол, приподнял его... зажал одной рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев)... а сам орет... Этот зверь, воющий от ужаса...» — писал Иван Крамской. Но в1913 году произошло страшное событие: один из посетителей выставки Абрам Балашов набросился на холст с ножом и криками «Довольно крови!». Порезы были настолько глубокими, что добили до деревянного подрамника. Правый глаз царевича был полностью уничтожен вертикальным разрезом. К счастью — именно вертикальным, а значит, холст еще можно было восстановить. Попечитель выставки Игорь Грабарь обратился к Репину с просьбой восстановить картину. Однако с момента ее создания прошло почти 30 лет. Когда Репин взялся за восстановление полотна, стало очевидно, что художник не реставрирует его, а попросту заново переписывает. Появились новые лиловые оттенки, проявились новый стиль письма и мазки, которые никак не вписывались в общую стилистику первоначальной работы. Грабарь был в ужасе: «Медлить было нельзя, краски могли к утру значительно затвердеть; я тут же сначала насухо, потом с керосином протер ватой все прописанные места, пока от утренней живописи не осталось и следа и полностью засияла живопись 1884 года». После этого Грабарь и реставратор Богословский сами взялись за восстановление картины. По сохранившимся открыткам и фотографиям того времени им удалось сберечь ее в том виде, в котором ее впервые увидели посетители выставки 1885 года.
Репин — мистический художник, все его модели умирали сразу после создания портрета
Существует легенда, что все натурщики Репина умирали, причем зачастую не своей смертью: якобы Репин, изображая людей на холсте, «изымал из них жизнь». Действительно, многие модели художника умирали после написания портрета — это факт. Но, если разобраться, Репин к их смерти не имел никакого отношения, это всего лишь мистификация и подгонка фактов под заранее готовый ответ. Давайте разберем этот миф на примере трех портретов — Модеста Мусоргского, Николая Пирогова и Петра Столыпина, которых часто вспоминают в контексте этой «мистической особенности» творчества Репина.
Илья Репин восхищался музыкальным талантом и ярким темпераментом композитора Мусоргского и очень высоко ценил его творчество. К сожалению, натурой Мусоргского было пристрастие к алкоголю. Эта пагубная страсть крепко держала его: она и довела его до могилы вместе с артистическими занятиями, всегда обусловливающими более или менее неправильную жизнь и, сверх того, усиленно действующими и на нервную систему . Болезнь его была весьма сложная. У него оказалось расстройство печени, ожирение сердца, воспаление спинного мозга. Уход требовался большой, а для него домашняя обстановка Мусоргского не представляла никакой возможности». Стараниями друзей в феврале 1881 года Модест Мусоргский оказался в Николаевском военном госпитале. Репин, который очень переживал из-за тяжелого состояния товарища, навестил его в марте, чтобы написать портрет и скрасить ему больничное одиночество. Он стремительно взялся за работу и написал картину за четыре дня: Мусоргский на ней изображен в домашнем халате, на фоне больничных стен. На момент написания портрета у композитора уже были парализованы руки… 16 марта 1881 года болезнь все-таки взяла верх. И хотя его смерть связывают с появлением на репинском холсте, логика здесь обратная: именно из-за тяжелого недуга Репин навестил композитора и создал один из лучших своих портретов. На нем изображен человек на грани жизни и смерти, одинокий умирающий титан.
Другой знаменитый деятель — на этот раз от науки — тоже скончался вскоре после того, как Репин написал его портрет. Это был хирург, ученый и изобретатель топографической анатомии Николай Пирогов. «Пирогов — гений! Да, несомненный гений», — говорил художник. Он просто мечтал написать его портрет. В 1881 году научный мир отмечал 50-й юбилей врачебной практики Пирогова и устраивал торжества — приехали гости со всего мира... Репин, которого будоражила идея запечатлеть всех выдающихся личностей своей эпохи — причем из разных сфер, не только мира искусства, — был приглашен написать портрет хирурга. И именно в тот момент, когда он приступил к работе над холстом, ему и очень узкому кругу приближенных людей юбиляра открыли страшную новость: Пирогов серьезно болен. В начале года он обратил внимание на дискомфорт в области твердого неба; диагноз был неутешительным — рак. Репин писал портрет стремительно и уложился в четыре дня. Пирогов так же стремительно записывал «Вопросы жизни: дневник старого врача» — мемуары и размышления о жизни, свое духовное послание потомкам. В ноябре того же года Пирогов умер, так и не успев закончить рукописный труд. Зато его последний, торжественный и глубокий портрет кисти Репина был готов. Это было короткое знакомство и портрет, под красками которого скрывалась тайна знаменитого хирурга.
В это время Столыпин жил в постоянном напряжении. Курс на приватизацию земель, который он взял, вызвал недовольство самых разных слоев населения и сословий. В 1906 году произошло первое покушение на политика на Аптекарском острове в Санкт-Петербурге. Погибло несколько человек, пострадали члены семьи самого Петра Столыпина. И это была только первая попытка расправиться с министром — первая из многих, последовавших за ней. Об этом периоде Столыпин писал: «Каждое утро, когда я просыпаюсь и творю молитву, я смотрю на предстоящий день, как на последний в жизни, и готовлюсь выполнить свои обязанности, устремляя уже взоры в вечность».
Репин писал Столыпина прямо в его кабинете: «Странно: портьеры у него в кабинете красные, как кровь, как пожар. Я пишу его на этом кроваво-огненном фоне. А он и не понимает, что это фон революции...» Портрет и его цветовая гамма оказались поистине провидческими. Сочетания кроваво-красных штор, «потусторонний» неестественный свет откуда-то справа, из-за границ холста, напряженный взгляд министра — все эти элементы сложились в очередное пророчество. 1 сентября того же года Столыпин был смертельно ранен эсером Гершензоном в ложе Киевского оперного театра и вскоре скончался. Как это связано с кровавым портретом Репина? Да никак. Просто портьеры цвета алой крови действительно висели в кабинете Столыпина и хорошо вписывались в составленную им композицию.
Вот такие неизвестные факты можно узнать о великом художнике. Все не могу написать, их очень много. Если кому-то интересно - опишу все его картины и интересные факты о них.