В последнее время все большую популярность набирает механизм взаимодействия между госорганами и бизнесом, известный как Государственно-частное партнерство (ГЧП).
Трактовки этого понятия различны, но в широком понимании речь идет о сотрудничестве государства и частного инвестора для более эффективного и качественного выполнения задач социально-экономического развития на условиях частичной компенсации затрат, разделения рисков, обязательств и компетенций.
01 Региональная власть может решить наболевшую проблему региона
Например: реконструировать мост, модернизировать устаревшую котельную, заменить пришедшие в негодность трубопроводы и т.д., сэкономив при этом, как время, так и ресурсы, направив их на реализацию других социально- значимых проектов.
02 Инвестор может получить частичное бюджетное софинансирование проекта и осуществлять его коммерческое использование
при условии выполнения определенных договором обязательств – таким образом, размер дохода инвестора напрямую зависит от качества реализации проекта.
В связи с этим именно модель ГЧП активно продвигается и популяризируется Корпорацией развития Мурманской области.
Для ее успешного внедрения в практику управления регионом в июне 2019 года был создан специализированный Департамент Корпорации - Центр ГЧП Мурманской области, который оказывает поддержку предпринимателям на всех этапах реализации ГЧП-проекта.
Прежде всего, Корпорация является ключевым консультационным и консалтинговым центром для бизнеса. Данная функция Центра ГЧП крайне востребована и у госорганов, так как они могут оперативно найти себе партнеров среди представителей бизнеса и структурировать ГЧП-проекты, запускаемые в порядке публичной инициативы, т.е. инициативы органов государственной власти.
Отличительной особенностью ГЧП является возможность запуска проектов в рамках частной инициативы инвестора – инвестор может не дожидаться объявления инициатив отраслевыми министерствами и муниципалитетами, а самостоятельно инициировать проекты. Однако в виду сложной системы перераспределения полномочий внутри исполнительных органов власти, их зон ответственности, отраслевой принадлежности, инвестор может задаться вопросом –
Успешное сопровождение проектов и минимизация рисков в области государственно-частного партнерства требуют 2 ключевые компетенции – знания и опыт.
Их отсутствие при рассмотрении или реализации проекта может привести к серьёзным негативным последствиям – экономическим, политическим и репутационным, как для региона, так и для инвестора. В конечном счёте, это может существенно повлиять на условия двустороннего соглашения или экономику проекта в целом. В связи с этим, сотрудники Центра оказывают комплексную консультационную поддержку госслужащим в рамках действующего законодательства.
Кроме того, Корпорация берет на себя функцию по комплексному сопровождению и согласованию документов в министерствах и ведомствах - эти вопросы ранее инвестору приходилось решать самостоятельно.
Подводя итоги, стоит резюмировать - теперь в регионе появился специа- лизированный ресурс для реализации проектов государственно-частного партнерства – Центр ГЧП в структуре Корпорация Развития Мурманской области. Это «одно окно» в Мурманской области для инвестора и своего рода «мост» между бизнесом и государством. В настоящее время в Мурманской области уже прорабатывается более 40 инициатив в сферах спорта и туризма, жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства и здравоохранения.
Подробности на сайте Корпорации развития Мурманской области.