Найти тему
Все котята Твери

Найти трамвайные пути

Житель Твери Александр Куликов подал иск к администрации города из-за фактического закрытия трамвайного движения. Аргументация вряд ли впечатлит суд, поскольку она больше эмоциональная, чем юридическая, но само заявление достойно внимание хотя бы потому, что дает шанс, что общество начало искать способ контролировать власть.

«Все котята Твери» о деле, которое не имеет шансов на успех, но за которым все равно стоит следить.

Центральный районный суд Твери рассматривает иск Александра Куликова к Администрации Твери и Минтрансу Тверской области. Он требует признать незаконными действия по уничтожению трамвайного движения и бездействия по непроведению ремонту путей.

Аргументация, которую приводят источники «Все котята Твери», вряд убедит суд. С 14 ноября 2018 года в Твери остановлено трамвайное движение. Но официально администрация Твери и руководство ПАТП-1 не объявляло о закрытии трамвая, утверждая, что планируется ремонт путей. С тех пор в городе не было восстановлено ни одного километра рельс, указывает Александр Куликов. Более того, во время ремонта дорог рельсы были либо сняты и уничтожены, либо закатаны в асфальт. Данные действия администрации нарушают конституционные права на свободу передвижения, на достойную жизнь, на охрану достоинства личности, на благоприятную и комфортную окружающую среду, уверен Александр Куликов. Он также вспомнил генплан, в котором трамвайное движение в городе до сих пор есть, и попытался доказать, что маршрутные такси — не общественный транспорт. Большинство же жителей выступают за сохранение трамвайного движения, что заявитель доказывать данным опроса на сайте «Твериград».

Признать незаконным одновременно действие и бездействие будет сложно. Администрация Твери, скорее всего, сошлется, что реализация только первой очереди генплана запланирована до 2029 года и до этого срока трамвайное движение по плану вернется. Тем более, что официально оно не закрыто, а только приостановлено на ремонтные работы. Кроме того городская администрация вряд ли надлежащий ответчик — полномочия по организации перевозки пассажиров электрическим транспортом с начала 2020 года у Минтранса Тверской области.

«Маршрутки» же ничто иное, как автобусы малой вместимости, а обязанности организации перевозки пассажиров именно трамваями у города нет ни по одному закону.

Незаконными можно было признать демонтаж трамвайных путей. Часто это «проводили», как ремонт дороги, например на Советской улице, при котором дорогу необходимо восстанавливать в изначальном виде. Ремонт же с уничтожением путей фактически уже строительство, для чего требуется разработка иной проектно-сметной документации. Но и эта аргументация очень натянутая, да и Александр Куликов ее не приводит.

Но попытка вернуть трамвай в город через суд нужна была сама по себе. Хотя бы потому, что так конфликт городских властей с жителями Твери выходит за пределы кухни. При чем конфликт не по личным интересам — вроде назначения пособий или признания жилья аварийным — а по общественным. Пусть пока и со слабой аргументацией.

Сейчас не человек, а целая группа людей, которая желает вернуть в город трамвай и интересы которой представляет Александр Куликов, совершенно точно столкнется с сутью управления города. Администрация Твери справедливо будет указывать на отсутствие полномочий и денег, а также невозможность принятия хоть какого-то решения без санкции губернатора. Минтранс же прикроется планами, которые никогда не планирует реализовывать, потому что ни один чиновник правительства Тверской области не видит через пять лет себя в правительстве Тверской области.

Восстановление трамвая не видится чем-то невозможным. Деньги можно найти, занять и даже заработать, полномочия вернуть или отсудить. Конечно, при наличии желания, пусть хотя бы у губернатора. Вопрос как это желание вызвать. Таким образом целью становится не трамвай. С тем же успехом можно подать иск с требованием заставить губернатора Игоря Руденю наконец-то начать строительство Западного моста и восстановить Речной вокзал. Цель научится если не управлять, то хотя бы контролировать чиновников. Не спорить с чиновниками нужен трамвай или нет, а заставить их делать так, как этого хотят жители.

Вряд ли контролировать и заставлять работать чиновников удастся через суд. Возможно, удастся через выборы. Но иск Александра Куликова может стать началом поиска способа, механизма побеждать в конфликте властей и гражданского общества.

Или концом трамвая.