Найти тему
Патриот Севера

По реке плывет топор (часть 2)

Часть вторая. Обь, Иртыш, Томь, Енисей

Прошлый выпуск был посвящен прелестям судоходства по Неве и Москве-реке (тут). Сейчас поговорим о суровых реках Сибири. Поскольку наш канал принципиально исключает заимствования из любых источников, кроме авторских наблюдений, обзор будет неполным, но, надеюсь, интересным.

Начнем с Оби. Эта великая сибирская река берет начало на склонах Алтая и впадает в Карское море в Ямало-Ненецком АО, на самом Полярном круге. По длине она примерно равна Волге (3650 км), но воды несет в полтора раза больше (в среднем 394 куб. км в год, или 12500 куб. м в секунду) и потому смотрится внушительней. Судоходна Обь на всем своем протяжении от истока (слияния Бии и Катуни, рек самих по себе немаленьких) до самого устья, где ширина её главного русла варьируется от 2 до 5 км, а глубина в районе Салехарда достигает 40 метров.

Вклад Оби в развитие страны трудно переоценить - именно по ней и ее притокам в условиях полного бездорожья в 1960-70 гг. доставлялись грузы для обустройства гигантских нефтяных месторождений Западной Сибири и строительства городов Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск и Стрежевой. Только речным транспортом осуществлялись поставки первых партий нефти Шаима и Самотлора на установки Омского НПЗ. Да и сейчас Обь продолжает нести на своих плечах изрядную ношу - так, один из крупнейших в ПАО "Газпром" Сургутский завод по стабилизации конденсата часть продукции по-прежнему отгружает танкерами со специального причала.

С Сургута мы и начнем наше плавание по Оби.

Глиссирующий теплоход типа "Заря" (фото автора)
Глиссирующий теплоход типа "Заря" (фото автора)
Прогулочный катер до острова Черный (фото автора)
Прогулочный катер до острова Черный (фото автора)
На острове (фото автора)
На острове (фото автора)
Левобережный участок Сургутского речного порта близ Югорского моста (фото автора)
Левобережный участок Сургутского речного порта близ Югорского моста (фото автора)

Спаренный железнодорожно-автомобильный Югорский мост на западной окраине Сургута (строго говоря, это два отдельных моста совершенно разной конструкции) является самым "нижним" мостом на Оби. Пройдя этот участок, судоводители могут вздохнуть спокойно - дальше на север риск столкновения с опорами мостовых переходов им уже не грозит. По крайней мере, в ближайшем будущем - сейчас на очереди у правительства Якутск и Лена, а планы строительства моста в Салехарде, похоже, отодвигаются на неопределенный срок.

Сургут. Югорский мост через главное русло Оби (фото автора)
Сургут. Югорский мост через главное русло Оби (фото автора)

Но планы - планами, а возить народ и грузы из Салехарда (центр Ямало-Ненецкого АО) в Лабытнанги (станция Северной ЖД) и обратно как-то надо. Отчасти приходит на помощь климат - с ноября по май Обь здесь скована мощным льдом, по которому могут перемещаться транспортные средства практически любой грузоподъемности. При этом на обустройство ледовой переправы местные дорожники не скупятся и чистят ее на совесть, поэтому ширина её получается как у взлетки приличного аэропорта. Летом через реку с завидной частотой шастают пригнанные из Омска круглосуточные паромы, бесплатные для пассажиров и сравнительно недорогие для автомобилей. В "демисезон" по неокрепшему льду через Обь челночат суда на воздушной подушке, цены на которые уже покусываются. Эти перевозят только людей. Бывает, что и их выпускать на реку становится опасно - тогда на помощь приходят вертолеты, которые кусаются уже по-настоящему (цена билета 1300 р. в один конец). Наконец, в самых пиковых ситуациях (шторм на реке плюс ветер плюс низкая облачность) всякое сообщение между Лабытнангами и Салехардом прекращается, и народ дружно опаздывает на поезда и самолеты.

Вообще, переправа между двумя городами-форпостами на Полярном круге по-своему уникальна и заслуживает отдельного рассказа. Так она выглядит в июле:

Через Обь на пароме (фото автора)
Через Обь на пароме (фото автора)
Вид на Салехардский грузовой порт (находится в Лабытнангах) и Полярный Урал (фото автора)
Вид на Салехардский грузовой порт (находится в Лабытнангах) и Полярный Урал (фото автора)
Встречный на Лабытнанги (фото автора)
Встречный на Лабытнанги (фото автора)
Прибытие в Салехард (фото автора)
Прибытие в Салехард (фото автора)

Так - в сентябре (в тот раз мы потеряли двое суток из-за шторма):

Наконец-то улеглось! (фото автора)
Наконец-то улеглось! (фото автора)
То ли река, то ли море... (фото автора)
То ли река, то ли море... (фото автора)

Так - в октябре, перед самым закрытием навигации (до сих пор вспоминаю скрежет льда о борт):

Свежий лед на Оби (фото автора)
Свежий лед на Оби (фото автора)
Спешный вывоз техники последними паромами (фото автора)
Спешный вывоз техники последними паромами (фото автора)
Толкач на открытой воде (фото автора)
Толкач на открытой воде (фото автора)
Край ледяного поля (фото автора)
Край ледяного поля (фото автора)
Последний день навигации (фото автора)
Последний день навигации (фото автора)

А это уже конец января, паром больше не нужен:

На ледовой переправе (фото автора)
На ледовой переправе (фото автора)
Не обгоняет здесь только ленивый - ширина дороги метров 20! (фото автора)
Не обгоняет здесь только ленивый - ширина дороги метров 20! (фото автора)
Вид на порт через замерзшую Обь (фото автора)
Вид на порт через замерзшую Обь (фото автора)

Надеюсь, теперь вы по заслугам оцените всю глубину и искренность песни "Хороши вечера на Оби"? Впрочем, есть про реки бассейна Оби песни и не столь безмятежные. Например, "Смерть Ермака":

Ко славе страстию дыша, В стране суровой и угрюмой, На диком бреге Иртыша
Сидел Ермак, объятый думой...

Иртыш - крупнейший приток Оби. Длину он имеет умопомрачительную - 4248 км, начало берет аж в Китае, но имеет несчастье протекать большей частью по засушливым степям Казахстана, в силу чего воды несет почти втрое меньше, чем Обь, и на фоне последней "не смотрится". Во всяком случае, в месте их слияния вопросов типа "что куда впадает" не возникает. Тем не менее, река это большая и судоходная, с достаточно продолжительной и интенсивной навигацией. Кстати, портом приписки героических салехардских паромов является Омск - крупнейший город прииртышья. А коли так, прокатимся немного и по Иртышу.

Ноябрь 2019 года. Вид на Иртыш с Тобольского кремля (фото автора)
Ноябрь 2019 года. Вид на Иртыш с Тобольского кремля (фото автора)
Буксир-толкач "Григорий Петров"  (фото автора)
Буксир-толкач "Григорий Петров" (фото автора)
Прибытие парома СП-20 на правый берег (фото автора)
Прибытие парома СП-20 на правый берег (фото автора)
Очередь на паром за рекой (фото автора)
Очередь на паром за рекой (фото автора)
Рассвет на замерзающем Иртыше (фото автора)
Рассвет на замерзающем Иртыше (фото автора)
Вид в сторону речного порта (фото автора)
Вид в сторону речного порта (фото автора)

Еще один крупный приток Оби - Томь. Здесь все несколько грустнее, хотя еще недавно корабли плавали и по ней. А сейчас... Если кто-нибудь найдет на этих фото признаки судоходства, пусть первый бросит в меня камень:

Река Томь на южной окраине Томска (фото автора)
Река Томь на южной окраине Томска (фото автора)
Перекат на Томи (фото автора)
Перекат на Томи (фото автора)

В завершении несколько слов о крупнейшей по водности реке России - Енисее (ежегодно он выносит в Карское море 624 куб. км воды, как две с половиной Волги, и это несмотря на весьма длительную "зимнюю спячку"). Удивительно, но при том, что Енисей находится дальше от Центральной России, чем Обь, судоходство на нем в прежние времена было развито едва ли не лучше. Люди старшего поколения наверняка помнят пароход "Святитель Николай", который в 1897 году вез в ссылку из Красноярска в Минусинск самого Ленина. А появилось это судно на Енисее аж в 1886 году!

Сам автор в 2002 году из Красноярска никуда не плавал (не было необходимости), но внимание батюшке-Енисею уделил:

Пристань на острове Отдыха (фото автора)
Пристань на острове Отдыха (фото автора)
Буксир на Ледейской протоке близ КрасТЭЦ (фото автора)
Буксир на Ледейской протоке близ КрасТЭЦ (фото автора)

Надеюсь, вы получили удовольствие и от этого рассказа.

Благодарю за внимание!

Предыдущий выпуск: Нева и Москва-река

Следующий выпуск канала "Патриот Севера" будет посвящен судоходству на Волге и Доне.