Часть вторая. Обь, Иртыш, Томь, Енисей
Прошлый выпуск был посвящен прелестям судоходства по Неве и Москве-реке (тут). Сейчас поговорим о суровых реках Сибири. Поскольку наш канал принципиально исключает заимствования из любых источников, кроме авторских наблюдений, обзор будет неполным, но, надеюсь, интересным.
Начнем с Оби. Эта великая сибирская река берет начало на склонах Алтая и впадает в Карское море в Ямало-Ненецком АО, на самом Полярном круге. По длине она примерно равна Волге (3650 км), но воды несет в полтора раза больше (в среднем 394 куб. км в год, или 12500 куб. м в секунду) и потому смотрится внушительней. Судоходна Обь на всем своем протяжении от истока (слияния Бии и Катуни, рек самих по себе немаленьких) до самого устья, где ширина её главного русла варьируется от 2 до 5 км, а глубина в районе Салехарда достигает 40 метров.
Вклад Оби в развитие страны трудно переоценить - именно по ней и ее притокам в условиях полного бездорожья в 1960-70 гг. доставлялись грузы для обустройства гигантских нефтяных месторождений Западной Сибири и строительства городов Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск и Стрежевой. Только речным транспортом осуществлялись поставки первых партий нефти Шаима и Самотлора на установки Омского НПЗ. Да и сейчас Обь продолжает нести на своих плечах изрядную ношу - так, один из крупнейших в ПАО "Газпром" Сургутский завод по стабилизации конденсата часть продукции по-прежнему отгружает танкерами со специального причала.
С Сургута мы и начнем наше плавание по Оби.
Спаренный железнодорожно-автомобильный Югорский мост на западной окраине Сургута (строго говоря, это два отдельных моста совершенно разной конструкции) является самым "нижним" мостом на Оби. Пройдя этот участок, судоводители могут вздохнуть спокойно - дальше на север риск столкновения с опорами мостовых переходов им уже не грозит. По крайней мере, в ближайшем будущем - сейчас на очереди у правительства Якутск и Лена, а планы строительства моста в Салехарде, похоже, отодвигаются на неопределенный срок.
Но планы - планами, а возить народ и грузы из Салехарда (центр Ямало-Ненецкого АО) в Лабытнанги (станция Северной ЖД) и обратно как-то надо. Отчасти приходит на помощь климат - с ноября по май Обь здесь скована мощным льдом, по которому могут перемещаться транспортные средства практически любой грузоподъемности. При этом на обустройство ледовой переправы местные дорожники не скупятся и чистят ее на совесть, поэтому ширина её получается как у взлетки приличного аэропорта. Летом через реку с завидной частотой шастают пригнанные из Омска круглосуточные паромы, бесплатные для пассажиров и сравнительно недорогие для автомобилей. В "демисезон" по неокрепшему льду через Обь челночат суда на воздушной подушке, цены на которые уже покусываются. Эти перевозят только людей. Бывает, что и их выпускать на реку становится опасно - тогда на помощь приходят вертолеты, которые кусаются уже по-настоящему (цена билета 1300 р. в один конец). Наконец, в самых пиковых ситуациях (шторм на реке плюс ветер плюс низкая облачность) всякое сообщение между Лабытнангами и Салехардом прекращается, и народ дружно опаздывает на поезда и самолеты.
Вообще, переправа между двумя городами-форпостами на Полярном круге по-своему уникальна и заслуживает отдельного рассказа. Так она выглядит в июле:
Так - в сентябре (в тот раз мы потеряли двое суток из-за шторма):
Так - в октябре, перед самым закрытием навигации (до сих пор вспоминаю скрежет льда о борт):
А это уже конец января, паром больше не нужен:
Надеюсь, теперь вы по заслугам оцените всю глубину и искренность песни "Хороши вечера на Оби"? Впрочем, есть про реки бассейна Оби песни и не столь безмятежные. Например, "Смерть Ермака":
Ко славе страстию дыша, В стране суровой и угрюмой, На диком бреге Иртыша
Сидел Ермак, объятый думой...
Иртыш - крупнейший приток Оби. Длину он имеет умопомрачительную - 4248 км, начало берет аж в Китае, но имеет несчастье протекать большей частью по засушливым степям Казахстана, в силу чего воды несет почти втрое меньше, чем Обь, и на фоне последней "не смотрится". Во всяком случае, в месте их слияния вопросов типа "что куда впадает" не возникает. Тем не менее, река это большая и судоходная, с достаточно продолжительной и интенсивной навигацией. Кстати, портом приписки героических салехардских паромов является Омск - крупнейший город прииртышья. А коли так, прокатимся немного и по Иртышу.
Еще один крупный приток Оби - Томь. Здесь все несколько грустнее, хотя еще недавно корабли плавали и по ней. А сейчас... Если кто-нибудь найдет на этих фото признаки судоходства, пусть первый бросит в меня камень:
В завершении несколько слов о крупнейшей по водности реке России - Енисее (ежегодно он выносит в Карское море 624 куб. км воды, как две с половиной Волги, и это несмотря на весьма длительную "зимнюю спячку"). Удивительно, но при том, что Енисей находится дальше от Центральной России, чем Обь, судоходство на нем в прежние времена было развито едва ли не лучше. Люди старшего поколения наверняка помнят пароход "Святитель Николай", который в 1897 году вез в ссылку из Красноярска в Минусинск самого Ленина. А появилось это судно на Енисее аж в 1886 году!
Сам автор в 2002 году из Красноярска никуда не плавал (не было необходимости), но внимание батюшке-Енисею уделил:
Надеюсь, вы получили удовольствие и от этого рассказа.
Благодарю за внимание!
Предыдущий выпуск: Нева и Москва-река
Следующий выпуск канала "Патриот Севера" будет посвящен судоходству на Волге и Доне.