Сегодня я предлагаю Вам поговорить о том, как открыть багажник. А если точнее – то о том, какие способы придумали конструкторы, чтобы открывание багажника и доступ к багажу были не только удобными, но и изящными, а в идеале – не похожими ни на что другое.
Если мы немного углубимся в историю, то увидим, что первые машины конца XIX века вообще не предполагали никакой перевозки багажа – это были легкие открытые коляски, предназначенные исключительно для размещения пассажиров. В начале ХХ века машины усложнялись, двигатель переехал вперед, общая длина увеличилась, появились первые крытые кузова. На некоторых крытых автомобилях багаж размещали по примеру старых дилижансов – на крыше. На некоторых машинах сзади появилась возможность крепить чемоданы и прочий багаж с помощью ремней.
В 1930-х годах сзади на многих машинах уже предусматривали площадку для крепления грузов или отдельный крытый бокс, не связанный с салоном. Тогда же, с развитием цельнометаллических кузовов, появились первые машины с багажником, включенным в общую конструкцию кузова. Доступ к ним мог осуществляться или через наружный люк, или из салона, или обоими способами.
В послевоенное время у конструкторов появилось большее поле для деятельности, было предложено много вариантов багажников и способов их открытия. Какое решение было наилучшим – сказать сложно, ибо каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. Когда конструктор проектирует автомобиль, вместимость багажника и доступ к нему определяются заранее, далее стилисты рисуют внешность с учетом последних тенденций, а дизайнеры следят за тем, чтобы фантазия художников не превышала пределов технологических возможностей. Конечно, конструкторы и дизайнеры зачастую хотят удивить мир и публику, предложив нечто невиданное, но тут очень важно, чтобы конструкция была удобной и функциональной. Порой бывает так, что рождается некая изящная мысль, но ее невозможно реализовать на нынешнем уровне развития технологий. И воплощение в жизнь происходит спустя некоторое время.
Классический багажник имеет люк или заднюю дверь, которые открываются вверх. Однако, помимо этого, существует много альтернативных вариантов. Давайте же рассмотрим некоторые интересные конструкции и решения, появлявшиеся в разные годы.
Уже в 1960-х годах появилось немало любопытных разработок. Концепт 1964 года Ford-Aurora был большим универсалом с третьим рядом сидений, расположенным в багажнике против заднего входа. Для доступа туда сзади имелось две створки, верхняя уезжала вверх, а нижняя опускалась вниз и образовывала подобие ступеньки.
Появившееся в 1961 году легендарное купе Jaguar E-Type для доступа к багажу предлагало люк, открывающийся вбок – это было сделано для того, чтобы мощными петлями не ограничивать место над головами пассажиров.
Прототип Ghia-Vanessa 1966 года для доступа к багажу имел две боковые створки, поднимающиеся наверх.
Схожее решение имел и концепт-кар Volkswagen-Porsche-Tapiro 1970 года разработки ателье Ital Design. Там также были две створки, поднимающиеся вверх.
Почти также была решена проблема в прототипе американского универсала Pontiac-Firebird K 1977 года. Решение изящное, но, конечно, оно не предполагает перевозки громоздких вещей – они просто не пройдут сквозь такие створки.
В 1976 году новые заднемоторные Skoda-105/120/125 для багажника, находящегося спереди, предложили его створку, открывающуюся вбок.
В последующие годы, особенно в 1990-2000-е, с развитием новых технологий, материалов и средств проектирования появилась масса новых решений и самых разнообразных сочетаний дверей, крышек, люков, предлагающих большую свободу для трансформации и загрузки багажа.
Так, в 1999 году появился Renault-Scenic-RX4, у которого можно было открыть либо всю заднюю дверь, либо только верхнее стекло, если не требовалось загружать что-то громоздкое. Вскоре это решение переняли многие компании.
На концепте Renault-Initiale 1995 года огромная дверь багажника поднималась вверх и затем сдвигалась вперед.
В 2000-х появилась целая россыпь концепт-каров с интересными предложениями. Концепт Maserati-Buran 2000 года имел заднюю дверь, которая могла целиком открываться, а также у нее мог открываться вверх только нижний лючок.
У седана Ford-021C разработки Ghia 1999 года доступ в багажник получался выдвижением всей нижней части вместе с частью пола. Плюс откидывалась верхняя крышка.
Прототип Mazda-Kusabi 2003 года имел интересное решение – крышка состояла из двух половинок, которые могли либо подниматься как крылья бабочки, либо открывался целиком весь люк вверх.
Концепт Renault-Fluence 2004 года предлагал решение, схожее с Renault-Initiale’95 – крышка багажника также уезжала по направляющим вверх на крышу.
У концептуального седана Ford-Model U 2003 года крышка багажника состояла из двух половинок, нижняя откидывалась, верхняя открывалась как обычная крышка.
Концепт Mitsubishi-Eclipse 2004 года повторял решение, примененное на Jaguar E-Type – крышка багажника откидывается влево.
В 2005 году показали концепт Toyota FT-SX, у которого доступ в багажник обеспечивали две крышки, нижняя опускалась строго вниз, а верхняя откидывалась традиционно вверх. Вдобавок, выезжала часть пола, что позволяло проще загружать тяжелую поклажу.
Mazda-Senku 2005 года имела крышку багажника из двух половинок, верхняя уезжала вверх, а нижняя – вниз. Правда, решение не очень практичное, ибо нижняя половинка затрудняла доступ к поклаже.
В том же году показан концепт-кар Mercedes-Benz-F600 Hygenius. Он любопытен тем, что задняя дверь, поднимаясь, могла ломаться на сектора, позволяя открывать ее в ограниченном по высоте пространстве. Решение изящное, но сложное в реализации.
Концепт 2006 года Mini-Geneva предлагал две распашные створки, которые разъезжались в стороны по сложной траектории.
В том же году появился концепт Renault-Altica, у которого огромный овальный люк отъезжал вбок, открывая доступ в багажное отделение.
Серийная Skoda-Superb в 2008 году предложила интересное решение: крышка багажника позволяла открывать ее в двух вариантах – либо как малая часть, и тогда машина была функционально седаном, либо целиком, открывая огромную нишу, тогда машина функционально становилась лифтбеком. Схожее решение чуть позже было реализовано в BMW-5 Gran Tourismo. Схема интересная, но технически сложная и не нашедшая особого понимания среди покупателей.
В 2009 году в Renault-Zoe Z.E.Concept доступ к багажнику реализовали путем двух половинок, открывающихся вдоль продольной оси. Это решение опять отсылает нас к моделям Ghia-Vanessa и Volkswagen-Porsche-Tapiro.
В 2011 году показан концепт Mini-Rocketman. Нижняя часть выдвигалась вместе с частью пола, а верхняя часть откидывалась вверх вместе с изрядной частью крыши.
Тогда же представили концепт Renault-Frendzy и мелкосерийную Alfa-Romeo TZ3 Stradale. На фото видно, как реализован у них доступ к багажникам.
В последние годы реализуется схема автоматического открывания багажника. Для этого достаточно провести ногой под багажником. Считается, что это удобно, если, например, у владельца руки заняты сумками. Для примера – Ford-Kuga 2013 года.
Концепт 2017 года Toyota-FT-4X предлагает сложную заднюю дверь, которая либо поднимается вверх, либо распахивается по бокам как две независимые створки. Владелец сам решает, что ему удобнее в данный момент.
Rolls-Royce-Cullinan, как и многие джипы и кроссоверы, предлагает две створки, распахивающиеся вверх и вниз соответственно. Иногда достаточно открыть только верхнюю створку. Зато Rolls-Royce перещеголял всех, предложив в нижней створке два откидных сиденья – на них удобно сидеть на пикнике или после охоты.
Конечно, я тут привел далеко не все интересные варианты и схемы, но, думаю, представленных моделей достаточно, чтобы у вас сложилось мнение о разнообразии подходов конструкторов к решению проблемы размещения и доступа к багажу.
Если заглянуть в будущее, то мы увидим, что дизайнеры предлагают совсем уж радикальные решения. Например, в концепте автоматизированного шаттла Renault EZ-GO вход для пассажиров осуществляется с задней стороны машины. В таком случае, места для багажа… просто не предусмотрено!
Что же нас всех ждет в будущем? Сложно сказать однозначно, но можно быть уверенным в том, что конструкторы и дизайнеры делают всё, чтобы жизнь водителя и пассажиров максимально облегчить. В том числе касательно удобства погрузки и транспортировки багажа. Будущее предложит нам новые интересные решения!
Все фотографии взяты из свободного интернета.
Если Вам понравилась статья, не забывайте ставить лайк и подписываться!
Искренне Ваш, Андрей.