Найти тему

Чтобы начать читать, нужно найти «свою» книгу

27 мая — Общероссийский день библиотек

Считается, что самая первая библиотека на Руси была основана еще в 1037 году в Киеве, а в 1795 году в Санкт-Петербурге открыли государственную общедоступную библиотеку. Раньше только в таких учреждениях можно было найти новые издания, необходимую информацию, книги для чтения... Однако в настоящее время печатные издания все более отходят на второй план, уступая место электронным аналогам. Все меньше людей посещают библиотеки. Но молодой сотрудник абаканской библиотеки «Ровесник» Оксана ЗЫРЯНОВА уверена, что при грамотном общении с читателем, особенно с юным, интерес к литературе можно пробудить.

— Оксана, расскажите, как вы стали работать в библиотеке? Почему именно юношеская?

— С детства люблю читать. Прабабушка сама сочиняла мне стихи и сказки. В подростковом возрасте интерес к чтению уже ослабел, потому что куда интереснее было сидеть в Интернете или общаться с друзьями… В 7-м классе я посмотрела 2-ю часть фильма «Голодные игры» и очень захотела узнать продолжение. Начала читать книги. Потом переключилась на такое направление, как «young adult» — литература для подростков. И наконец «доросла» и до взрослой литературы, то есть классической, так как в ней всегда поднимаются вечно актуальные темы. Поступила на библиотекаря в Минусинский колледж культуры и искусства. Всегда мечтала работать именно с юношеской аудиторией, поэтому после учебы устроилась в юношескую библиотеку «Ровесник» Абакана, где работаю уже год.

— Насколько сейчас подростки увлечены чтением?

— Думаю, что все индивидуально. В этом возрасте формируется своя точка зрения, особые взгляды на мир. Но подросткам не всегда хочется читать, лучше посидеть в Интернете или посмотреть фильм. Хотя есть среди них и те, кто приходит к нам за произведениями на определенную тему. Любовную, например. Моя же задача как библиотекаря направлять юного читателя через хорошую книгу. Неплохим подспорьем служит и обсуждение прочитанного, особенно если наши вкусы с читателем совпали.

Но не стану отрицать, есть среди подростков и молодежи те, кто читает произведения только в рамках школьной или студенческой программы или не читает вовсе. Причины одни и те же: неинтересно, нет времени… Тогда предлагаю начать с небольшого объема, чтобы проснулся интерес. Но зачастую подобное отношение к чтению вызвано неудачным опытом общения «не с той книгой». Не зря же литература разделяется на детскую, юношескую и взрослую. И если подросток в 15 лет читает книгу с рейтингом 18+ — это неправильно. Проводя встречи с подростками в школе, всегда советую им читать литературу по возрасту. Понятно, что сейчас нас окружает просто гигантское количество информации, можно запросто потеряться. Библиотекарь служит настоящим проводником в мире литературы, который всегда поможет найти ту самую книгу и получать наконец удовольствие от чтения.

— Скажите, существует ли сейчас так называемая «читательская мода»?

— Конечно. Это целое направление, по которому выбирают книги. И мне, как библиотекарю, нужно этой моде следовать. Взрослые и молодежь сейчас очень увлечены книгами по психологии, среди подростков популярны современная фантастика и фентези. Как зарубежная, так и отечественная. Однако не стоит всегда идти на поводу у моды и читать книги только одного жанра или на одну и ту же тему. Тогда не происходит никакого читательского роста.

— Как обстоят «отношения» у юной аудитории с классикой?

— Может показаться, что такие произведения читают только в пределах обязательной программы в школе или колледже. Однако, познакомившись всего с одним произведением классика, подростки и молодежь начинают читать другие. И не только литературные, а все, которые связаны с жизнью автора... Ведь через произведение можно многое узнать о его создателе. А что касается популярности авторов? С этим сложнее. Скажу только, что больше берут поэтические сборники, нежели прозу. Стихи глубже уходят в суть сюжета, нежели целые романы. Подростки это читают, потому что это их трогает, им интересно.

К классической зарубежной литературе обращаются люди, которые «растут» как читатели, то есть, более детально вчитываются в произведение. Все дело в том, что в таких работах затрагиваются темы, которые подростку еще непонятны и не интересны.

-2

— Какую еще литературу можно найти у вас в библиотеке?

— Краеведческую. Ей посвящен целый раздел. Хотя, когда я только начала работать в Абаканской централизованной библиотечной системе, то решила, что местные хакасские писатели не популярны среди читателей. Оказалось, это не так. В библиотеку очень часто обращаются за трудами Кызласова, Катанова… Из художественных произведений берут М. Кильчичакова, А. Султрекова, Ю. Черчинского и других. У нас также проходят целые краеведческие мероприятия, и это невероятно интересно!

— Обязательно ли сейчас ходить в библиотеку, чтобы читать? Ведь любую книгу можно найти в электронном виде.

— Начнем с того, что электронный вариант — это нечто другое, нежели настоящая книга. Перелистывая страницы, проводя пальцами по напечатанным строчкам, понимаешь, сколько труда было вложено. Начиная с работы автора и заканчивая сбором издания. Авторы многих научных работ советуют, особенно детям, читать именно настоящие книги. Считается, что даже информация из них намного лучше усваивается. В Интернете же мы читаем бегло и, как правило, только короткие сообщения.

Однако ничего плохого в электронных вариантах книг нет. С ними очень удобно в дороге, в путешествия или когда настоящая книга слишком большая или дорогая. Для удобства я лично пользуюсь и книжными сайтами.

— Как вы считаете, нужно ли взрослым читать юношескую литературу?

— Все зависит от цели человека. Например, к нам приходит одна преподавательница и всегда берет только фантастику или фэнтези. Ей это все очень нравится. Однажды я ее спросила, почему она читает такие книги? Оказалось, что таким образом она всегда «остается в теме» и общается на одном языке с учениками. Считаю, что не только учителям, но и родителям стоит почитать ту литературу, которую любят их дети. Это поможет наладить отношения. Может, у мамы с дочерью появятся общие интересы, и они станут лучшими подругами.

— Какие еще мероприятия, кроме краеведческих, вы проводите, чтобы привлечь юношескую аудиторию?

— Среди самых популярных — это, конечно же, Библионочь. В этом году она была посвящена 75-й годовщине Великой Победы. В связи с нынешней эпидемиологической ситуацией массовые мероприятия проводить было нельзя, поэтому мы работали в нашей группе «Вконтакте». Выкладывали посты с историями о войне, о том, как библиотеки работали в это непростое время… И, конечно же, не забывали о произведениях, раскрывающих все ужасы войны и силу духа простого человека. Акция проходила вплоть до 9 мая.

Еще раньше мы всегда устраивали творческие встречи с нашими местными авторами. Все проходит достаточно интересно, потому что наши юные и молодые читатели не просто сидят и слушают, как на уроке, а активно участвуют в беседе, задают вопросы. Многих интересует, как можно стать писателем, как написать стих или рассказ, куда отнести свои наработки… Особенно нам всем запомнилась встреча с Владимиром Топилиным. Он по своей природе человек скромный, но рассказывает очень интересно! Умеет расположить к себе слушателей, шутит, на любой случай из жизни у него есть история.

— Что для вас значит День библиотекаря?

— Прежде всего, это уже мой профессиональный праздник. Очень здорово, что он есть, потому что, к большому сожалению, значение библиотеки до сих пор принижается. Это связано и с воспитанием детей в семьях, где родители сами не читают. Современные технологии сильно вытесняют библиотеки из поля зрения и интересов людей. Этот праздник — отличное напоминание для всех, что библиотеки есть, что они сейчас очень активно идут в ногу со временем. Даже наша юношеская библиотека «Ровесник» постепенно становится модельной. Еще в колледже мы старались сломать этот устаревший стереотип о библиотеке и образе библиотекаря — суровой старушки в шали, требующей тишины. Современная библиотека диктует другой образ ее сотрудника — это красивая, продвинутая девушка. Бойкая и активная!

Дорогие коллеги, Общероссийский день библиотек — не просто праздник. На нас возложена большая ответственность за личное отношение к литературе каждого читателя! Поэтому хочу пожелать вам не падать духом, не бояться экспериментировать в работе с читателями и всей душой любить свою работу.

Беседовала
Анастасия СПАЛЕВИЧ

Фото из личного архива Оксаны Зыряновой