Есть в государстве Российском одна проблема… Проблема эта затрагивает если не всё население страны, то достаточно большую его часть. Проблема заключается в такой штуке как регистрационные номера автомобилей (ну, и вообще транспортных средств). Внешний вид российского регистрационного номера всем хорошо знаком. Да вот он:
Из этого рисунка всё прекрасно понятно какой символ что означает. Да, собственно, подавляющее большинство россиян (да и не только россиян) прекрасно знает, что означает каждый символ номера. Я уверен, что большинство из них даже знает о существующей проблеме, на которой я хотел бы заострить внимание читателей.
Так зачем же нужна данная статья? А вот зачем. Как мне кажется, я могу предложить решение данной проблемы. Ну, если не решение, то, по крайней мере, некоторые идеи связанные с её решением.
Собственно, проблема заключается в том, что в некоторых регионах России уже начался дефицит номеров государственных регистрационных знаков. Ну, не то, чтобы не было жестянок… Россия, слава богу, может самих номеров нашлёпать с избытком… Но вот не хватает уникальности буквенно-цифровых комбинаций этих самых номеров. Многие об этом знают. Но, поясню ещё раз суть проблемы.
Существующая система номерных знаков была разработана ещё в 1993 году. Как вы видите, номерной знак состоит из непосредственно трёхзначного номера от 001 до 999. Решено, что номера 000 быть не должно (но об этом чуть ниже); буквенной серии из 3 символов и кода региона регистрации ТС. Ну, ещё государственная принадлежность: флаг России и латинские буквы RUS (этот элемент у всех обычных авто одинаковый). Это для тех случаев когда автомобиль выезжает за границы России.
Вот тут-то проблемы и начинаются. До 1993 года в номерных знаках использовались буква русского алфавита. Их довольно много. Но, многие государства отказываются пускать на свою территорию транспортные средства с «нечитаемыми номерами». В принципе — справедливо. Ну, не обязан полицейский где-нибудь во Франции, знать русскую букву Б, например. Это требование со стороны европейских государств было ещё во времена СССР. И за границу могли ездить машины только с так называемыми «международными» номерами.
Номера эти были самыми обычными. Но их отличительной особенностью было лишь то, что символы составлявшие серию номерного знака должны были совпадать по начертанию с символами латинского алфавита. Т.е. номера с такими символами как Б, Г, Д, Ж, З, И, Й, Л, П, Ф, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я за границу не выпускались. Но, так как в те времена за границу граждане Советского Союза свободно выезжать не могли, то и советских автомобилей за границу выезжало крайне мало. В принципе, и проблемы такой и не было.
Но вот в 1993 году, когда не стало Советского Союза, Россия, как самостоятельное государство было вынуждено разработать свои регистрационные номера. Что в общем-то и было сделано. Но, опять стал вопрос о «нечитаемых» за границей номерах. Но граждане России уже гораздо активнее выезжали за пределы отчизны на личных автомобилях. Да и поток грузовых автомобилей занятых на международных перевозках возрос. Было принято решение использовать для серии регистрационного номера буквы «кириллицы, имеющие графические аналоги в латинском алфавите». Таких букв всего 12: A, B, C, E, H, K, M, O, P, T, X, Y.
Итого получается, что для каждого кода региона может быть 12^3*(10^3-1) — 1.726.272 уникальных кодов. Т.е. даже меньше 2 миллионов. Это не так много как кажется.
Причём, первоначально смена регистрационных знаков и номеров происходила при каждой перерегистрации автомобилей. На моей памяти был такой случай. Мне довелось работать в одном транспортном предприятии (между прочим государственном), которое в свою очередь являлось частью большой федеральной структуры. Так вот, предприятие это обладало парком автомобилей порядка 500 единиц. Автомобили, естественно, зарегистрированы в ГАИ, у каждого есть свой номерной знак. Но, вот выходит какое-то федеральное распоряжение (автомобилей вовсе не касающееся) и происходит изменение наименования предприятия. Т.е. всё тоже самое, тот же собственник, те же люди, тот же директор… Но название другое. В результате пришлось перерегистрировать весь парк автотранспорта. Номера сменились.
Но на этом не закончилось. Спустя месяца 3-4 произошла реорганизация вышестоящей конторы. Опять перерегистрация… Опять смена номерных знаков… Через полгода головная контора в Москве меняет наименование с «Федерального управления» на «Федеральное агентство». Т.е. те-же яйца, но только в профиль… Результат — перерегистрация автотранспорта — смена номеров. Т.е. одни и те-же машины за год использовали порядка 1500 номеров не сменяя фактического собственника.
Сейчас это правило отменили. И смена номерного знака при смене владельца уже не обязательна. Но, для многих кодов регионов номера уже исчерпаны. Изначально в 1993 году было 89 регионов. Потом список немного менялся. Не буду перечислять все. Последние изменения — это два новых субъекта Федерации — Республика Крым (82 регион) и город Севастополь (соответственно 92 регион).
Регионы бывают разные. И это не секрет. Есть регионы, в которых лимит номеров первоначального кода региона ещё далеко не исчерпан. А есть и такие регионы как, например, Москва и Московская область с населением 13 и 7 миллионов человек соответственно. Т.е. и автомобилей там соответственно намного больше. Москва уже полностью исчерпала такие коды как 77, 97, 99, 177, 197, 199. Сейчас расходуется код 777. Но и его объём уже тает. Москва — не единственный регион, который израсходовал лимит номеров. Так Московская область 50, 90, 150, 190 уже заполнила. Доедает 750. Санкт-Петербург 78, 98, 178… Ваш покорный слуга, проживает в Краснодарском крае — 23, 93, 123 и сейчас раздаются 193… Продолжать не будем, но есть ещё регионы…
В принципе, существующая система номерных знаков весьма неплохая, единственный её недостаток я описал. Впереди на «лихом коне» по данной проблематике, естественно Москва. Не за горами окончание номеров региона 777. Так что делать? Как-то ведь надо присваивать уникальные номера транспортным средствам… Я предлагаю на выбор 2 варианта. Ничего нового не изобретать, а использовать ранее не используемые буквы. Например, нашей родной кириллицы…
Целых 20 букв мы не использовали: Б, Г, Д, Ж, З, И, Й, Л, П, Ф, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я. И это не считая буквы Ё. Про эту букву я как-нибудь отдельную статью напишу. А как же ездить за границу? — спросит удивлённый читатель… Да всё нормально. Кому надо может и подобрать «международные» номера без откровенно кириллических символов. А остальным — ну подумайте сколько по нашим городам ездит мусоровозов, самосвалов, бетономешалок и т.п. транспорта с «международными» номерами… И никогда они за границу не поедут.
Кстати, я поймал себя на мысли, что вожу машину уже более 20 лет. И не то чтобы за границу России на ней не ездил, а даже за пределы Краснодарского края (где я живу) ни разу не выезжал. Так что, номер типа ж785зл 23 RUS меня вполне устроит.
Правда, здесь есть и минусы. Первый минус — как я уже отмечал выше далеко не все номера будут «международными». Причём «международные» мы уже почти все израсходовали. Второй — не все сочетания из трёх русских букв я хотел-бы видеть на номере моей машины (надеюсь, вы меня понимаете).
По этим причинам мне кажется, что следующий, предлагаемый мной вариант, наиболее приемлем. Не нужно менять устоявшиеся стандарты номерных знаков. Нужно просто начинать использовать оставшиеся буквы латинского алфавита…
А почему, собственно, мы не можем использовать латиницу? Т.е. буквы латинского алфавита. Не английского, не немецкого, ни тем более американского, а именно латинского. Лично я никакого ущемления национальных чувств не испытываю. Мы же используем в технических и научных целях буквы латинского алфавита. Обозначаем различные математические символы. В физике, химии… При обозначении различных технических параметров и т.д. и т.п. Более того, если русские буквы в той-же Европе кроме специалистов мало кому известны, то у нас латинский алфавит изучают ещё в начальной школе. Я хорошо помню на развороте учебника математики за 2 класс — латинский алфавит. Надеюсь, вы не будете отрицать, что с латиницей знакомо практически всё население России, имеющее хоть какое-нибудь образование. Да и во всём мире латиницу знают.
Россия, кстати, далеко не единственная страна, которая не использует латиницу для письма. Болгария, Белоруссия, Македония, Черногория, Сербия и Украина пользуются кириллицей. Греция, Армения, Грузия, Израиль, Индия, Лаос, Тайланд — используют свой алфавит. Китай, Япония, обе Кореи — иероглифическое письмо. Большинство стран арабского мира — хорошо всем известную арабскую письменность…
Во всех этих странах, естественно, есть автомобили, и естественно они снабжаются регистрационными знаками. Номера автомобилей определяются буквенно-цифровыми комбинациями. Часть государств используют для этого свою письменность, часть используют буквы латинского алфавита (их большинство). Кому как удобней. Лично я не вижу ничего зазорного в использовании латиницы для автомобильных регистрационных номеров.
Что плохого, если наши регистрационные знаки будут выглядеть примерно вот так?
Какие выгоды мы от этого поимеем?
- с «распознаванием» номерных знаков на латинице проблем быть не должно как внутри России, так и за её пределами. Латиницу знают все. Т.е. номера останутся «международными». И кроме того, на российских дорогах полным полно автомобилей с иностранными регистрационными номерами, т.е. с латинскими символами. На сколько я знаю, проблем с их идентификацией не возникает. Почему они должны возникнуть с российскими автомобилями?
- не надо менять никаких стандартов. Просто в дополнение к ранее использовавшимся мы добавляем ещё 14 новых — D, F, G, I, J, L, N, Q, R, S, U, V, W, Z
- ранее мы использовали всего 12 букв. Их хватило более чем на 20 лет (начинались такие номера в 1993 году). Добавляя 14 новых букв можно получить гораздо большее количество номеров. 17.558.424 уникальных номера для каждого кода региона, которые мы уже ранее использовали. Т.е. в 10 раз больше, чем было доступно раньше.
Это должно обеспечить российские автомобили уникальными регистрационными номерами как минимум до конца XXI столетия… А то и дольше… И они ВСЕ останутся «международными»…
Выше по тексту я обещал высказаться по поводу номеров 000. Лично мне, как программисту он кажется вполне логичным и имеющим право на существование…
P.S. Эту статью я уже публиковал на страницах своего сайта (bob989). Так что если я её и украл, то сам у себя...