Найти тему

Машина постапокалипсиса. Финал Армянского автопрома.

Про автомобили ЕрАЗ написано очень много. Один из двух автозаводов Советского Закавказья, который прилежно снабжал хронически дефицитный рынок СССР развозными коммерческими (хотя, какая в Союзе коммерция!) фургонами. Делал он это с завидным постоянством – с 1966 года модельный ряд, состоящий из единственной модели EpAЗ-762 не менялся до самого завершения строительства социализма.

Получив независимость вместе со своей родной Арменией, ЕрАЗ столкнулся с новыми экономическими реалиями. Если ранее существовала достаточно чёткая специализация советских автозаводов в типах выпускаемой продукции (РАФ – микроавтобусы, ЗиЛ – средние грузовики общехозяйственного использования, КрАЗ – тяжёлые грузовики, ВАЗ – всякий знает) И в этом стройном хоре ЕрАЗ вёл свою линию, занимая нишу между ИЖ-2715 и фургонами на базе средних Газовских грузовиков. Как следствие – проблем со сбытом не существовало.

Но в начале девяностых, имея огромный спрос на лёгкие развозные грузовики и фургоны (ведь появилась куча частных малых и очень малых предприятий), Горьковский автозавод запустил в производство свою культовую Газель - борт, цельнометаллический фургон и (чуть позже) микроавтобус. Разумеется, будучи намного более мощным предприятием, ГАЗ производил в разы больше автомобилей чем ЕрАЗ, плюс это были автомобили сравнительно современные на фоне ЕрАЗов, базирующихся на агрегатах аж ещё ГАЗ-21, добавим сюда то, что ЕрАЗ-762 внезапно стал иномаркой, приобретя все недостатки, им сопутствующие, сохранив при этом недостатки устаревшего отечественного авто.

Одной из попыток расширить рынок сбыта стало расширение модельного ряда выпускаемого транспорта. На ЕрАЗе обрезали своему фургону зад и прикрепили к тому что осталось бортовую платформу

-2

Называлось всё это ЕрАЗ 762ВДП Кстати буквы после индекса модели расшифровывали по-разному и не всегда цензурно.

-3

Интересная деталь: на фото сверху со стороны водителя чётко видна горловина бензобака, тогда как на фото снизу она отсутствует, хотя обе машины вроде заводского изготовления.

Такой вариант грузопассажирского коммерческого авто рынком был востребован, недаром подобный вариант предложили рынку бывших оккупантов (другим он был и не нужен) и рижцы (РАФ 3311).

Но из трёх моделей с подобной компоновкой - ЕрАЗ, РАФ и ГАЗ (УАЗ-«фермер» я считаю сравнивать некорректно, ибо это полноприводное авто) ЕрАЗ был явным аутсайдером – устаревший, не блещущий качеством сборки и производимый где-то за кавказскими горами откуда его ещё надо было как-то на российские просторы доставить.

Производился сей головастик с 1992 по 1996 год, после чего сложил лапки и стал историей, а через шесть лет после этого историей стал и весь армянский автопром…