Несбе, Ю. Макбет: [роман] / Ю Несбе; [ пер. с норв. А.В. Наумовой]. – Москва: Эксмо, 2018. – 608 с.
Идея пересказать классические литературные на современный лад занятна сама по себе. Тем более, если к ее реализации привлекаются самые читаемые и самые покупаемые авторы мирового литературного пространства. Сочетание – Ю Несбе и «Макбет» - на мой взгляд уже гарантирует внимание любителей интеллектуально-детективных текстов. И вот популярный норвежец берется за интерпретацию едва ли не самой кровавой и жестокой трагедии Уильяма Шекспира. Заметим, что и сам гений драматургии позаимствовал сюжет из древних легенд с их ведьмами, пророчествами и сказочными неожиданностями.
Однако Ю Несбе оказался не так прост в своем сюжетном решении современного сюжета «а-ля Макбет». Он приземлил его на территории норвежского городка средней руки у моря, где-то в середине 1970-х. И от этого его нынешний роман можно воспринимать как некий историко-психологический экзерсис на темы кровавой борьбы за власть на одной, отдельно взятой территории.
Тому, кто слишком хорошо знает шекспировскую версию, будет нелегко читать сей текст, мрачный и пессимистический, во многом такой же, как и другие творения Несбе, где он не щадит никого, даже родную Норвегию (вспомним телесериал «Оккупированные»). Здесь же всем известная фабула лает возможность наблюдать все возможные проявления людских страстей и пороков на грани невыносимости. И все это разворачивается перед читателями в депрессивной атмосфере города, где вечно пасмурно и вечно идет дождь. И не менее постоянно проливается человеческая кровь. А поскольку речь идет об интерпретации трагедии о страстях людских и пороках, то писатель с некоторой долей эстетства постоянно нагнетает страх и отторопь в сознании публики по принципу: а какую еще мерзость и преступление совершит тот или иной персонаж.
В «Макбете» есть, конечно, и невинные жертвы, и те, кто хотел причинить мЕньшее Зло, и все же никак не обходился без оного. Есть и те, кто вдруг пытается вступить на пути шествующего по трупам и крови всех и вся Макбета. А тот, в свою очередь, стремится к власти, пытаясь тем самым изжить собственные комплексы и фобии. Вплоть до самой развязки непонятно: как обойдется писатель со своим кровавым героем? Порою даже мелькает пикантная мысль: а вдруг все завершится никак у Шекспира? Но нет. Норвежец не стал перекраивать фабулу англичанина. Игра в борьбу за власть заканчивается согласно драматургическому первоисточнику. Вплоть до отношений Леди и Макбета. А их противник – Дункан – произносит весьма поучительную фразу: «Жизнь – это игра, в которой ты либо играешь теми картами, которые тебе достались, либо пасуешь». Он не спасовал, и потому может считаться тем воином, который остался на стороне Добра. Хотя никто не знает: как могут обстоятельства реальности изменить внутреннюю суть человеческой личности. Роман Ю Несбе еще и об этом.
А еще и о том, что даже самая горячая страсть к женщине может обернуться трагедией для обоих участников процесса, коль скоро она зиждется на злом умысле и пренебрежении людьми. В общем, «Макбет» образца 2019 года оказался поучительной книгой. Хотя и мрачноватой.
Сергей Н. Ильченко
Профессор, доктор филологических наук, кандидат искусствоведения
https://jf.spbu.ru