Этот сюжет, к сожалению, не является у нас популярным. Хотя СССР – единственная страна, которая смогла найти нишу для гражданских атомоходов и извлечь экономическую выгоду из этого проекта.
Довольно интересной оказалась судьба атомного корабля США.Это был теплоход "Саванна", оснащенный ядерным реактором мощностью 85 мвт. Судно было спущено на воду в 1962 году, и в сентябре 1964 атомоход «Саванна» отправился в круиз по Европе, где зашел в ряд европейских портов.На набережных собирались толпы, и многие из пришедших, включая правительство и представителей бизнеса, поднимались на борт, чтобы осмотреть корабль изнутри. Это был супер проект американской пропаганды. Фотографии атомного судна рассылались в газеты и журналы городов запланированных остановок, что возбуждало интерес общественности. Цель состояла в том, чтобы разные страны увидели атомный круизный лайнер и убедились, что ядерная энергия не представляет опасности. Однако, несмотря на все эти меры, миссия "Саванны" провалилась. Морское путешествие длилось целый год, но атомному судну не удалось убедить мировую общественность в том, что будущее - за атомоходами. Сегодня "Саванна" является музеем, который открыт к посещению..
Немцы тоже попробовали создать атомоход, но в отличие от американцев, они, в силу немецкой практичности, создали сухогруз "Отто Ган", который был введен в эксплуатацию в 1964 году.
Немалые сложности в карьере атомного сухогруза вызвал запрет руководства Суэцкого канала на проход из Средиземного моря в Индийский. В 1972 году, после четырёх лет работы была проведена загрузка нового топлива в атомный реактор. Судно прошло около 500 000 километров, использовав 22 килограмма урана. В 1979 году "Отто Ган" был переоборудован. Все атомное было демонтировано с корабля вместе с двигательной установкой..
Он еще долго функционировал, но в 2009 году индусы осуществили его вивисекцию на знаменитом пляже Оланг, предназначенном для разделки кораблей на металлолом.
Японцы не пустили американскую «Саванну» в свои порты, однако в 1968 году на верфи в японской столице был заложен атомный сухогруз «Муцу». История этого судна с самого начала сопровождалась большим количеством неприятностей. И если кратко, то японский атомный корабль - это 25 лет сплошных скандалов.
А вот советский атомоход проявил себя блестяще. Почему? Потому что он был создан исходя из правильной концепции. В отличие от своих западных коллег, в своих расчетах советские инженеры исходили из очевидных фактов. Какие два исключительных преимущества имеются у ядерных силовых установок? Рекордное соотношение мощность/габариты и высокая автономность.
Естественно, что такие свойства определяют наиболее выгодное применение технологий. Для СССР это, конечно, Арктика. Освоение Северного морского пути сулит серьёзные экономические выгоды. Это может привести к ускорению морского снабжения по направлению Китай - Европа, а так же обеспечить круглогодичную навигацию.
Именно поэтому Первый в мире гражданский атомоход – ледокол «Ленин» (1957 год) продемонстрировал полное превосходство над обычными ледоколами. В 1971 году он стал первым надводным кораблем , которому удалось пройти севернее Новой Земли.
Очень скоро у него появились помощники – четыре ледокола типа «Арктика».Эти суда могли больше, чем какие- либо другие И в 1977 году «Арктика» покорила Северный Полюс.
Все десять существующих в мире атомных ледоколов (хотя один из них - ледокольный лихтеровоз ) были спроектированы в СССР и России. На 2014 год 6 из них в строю. Почти все эти корабли были построены на Адмиралтейских верфях и Балтийском заводе в Ленинграде.
Выводы, которые проистекают из повествования о морских судах, оснащенный Атомными Силовыми Установками довольны просты. Мы были первыми, кто смог создать такую технику, и только в СССР строительство судов с ЯЭУ получило коммерческое продолжение и развитие. Сегодня Россия располагает атомным ледокольным супер флотом. Это колоссальное достижение, роль которого еще не до конца осознана, так как впереди ожидает освоение Арктики, и, конечно, наличие таких судов будет гигантским преимуществом перед всеми остальными странами.