Найти тему
Max F1 +

История чемпиона, который падал, но поднимался и побеждал

Мика Хаккинен
Мика Хаккинен

Он был одним из самых невезучих пилотов Формулы-1 конца 1990-ых. Бесконечные поломки и аварии преследовали его буквально на каждом шагу, но несмотря на все неприятности, он не сдался и стал легендой автоспорта - человеком, которого больше всех уважал и боялся Михаэль Шумахер.

Сегодня мы расскажем историю одного из величайших гонщиков планеты, чьё имя прочно ассоциируется с не менее легендарным тандемом McLaren-Mercedes - двукратного чемпиона мира Формулы-1 Мики Хаккинена.

Мика Паули Хаккинен родился 28 сентября 1968 года в Вантаа - городе-спутнике Хельсинки, столицы Финляндии. В детстве он жил на одной улице с другим будущим пилотом Формулы-1 Микой Сало, с которым, по одним данным, завяжется дружба, по другим - дикая вражда. Точной информации об этом нет.

Немного повзрослев, наш герой оказался в тяжёлом положении в плане выбора дальнейшего увлечения. Мика весьма серьёзно занимался акробатикой, однако попробовав однажды езду за рулём маленькой машинки, он навсегда заболел автогонками. И несмотря на то, что при первом знакомстве в пятилетнем возрасте юный финн попал в аварию, ему всё же удалось уговорить родителей купить настоящий карт, ранее принадлежавший легенде раллийных гонок Хенри Тойвонену.

Юный Мика Хаккинен за рулём карта
Юный Мика Хаккинен за рулём карта

К своему совершеннолетию Мика успел одержать пять побед в национальном чемпионате по картингу. В этот момент его и заметил недавно покинувший мир Формулы-1 Кеке Росберг (чемпион мира 1982 года, отец Нико Росберга). Именно Кеке помог нашему герою найти спонсоров и пристроиться в "формульные" чемпионаты.

В 1987 году он принял участие сразу в четырёх чемпионатах Formula Ford 1600 - европейской, финской, шведской, и серии Nordic. В Европе он занял седьмое место по итогам сезона, а остальные три чемпионата заканчиваются чемпионским титулом. В 1988-ом он добавил в свою коллекцию "серебро" британского чемпионата GM Opel Lotus Series и "золото" в европейской версии этой же серии. И уже в 1989-ом Мика дебютировал в британской Формуле-3. В первый сезон он остался седьмым, но через год он отыгрался, взяв титул.

В конце 1990 года Хаккинен приехал в Макао, где проходила знаменитая гонка на болидах Формулы-3. Именно там он впервые сошёлся на трассе с небезызвестным ныне Михаэлем Шумахером. И хотя их знакомство состоялось ещё в 1984-ом, первая серьёзная битва состоялась именно на территории бывшей португальской колонии. Первый заезд остался за нашим героем, а вот во втором Мика пошёл в отчаянную атаку на Михаэля, которая обернулась катастрофой - сход с дистанции и отданная немцу победа в Гран-при Макао.

Тем не менее, Кеке Росберг, менеджер нашего героя, не сидел сложа руки и организовал для своего подопечного тесты в Формуле-1 за рулём болида команды Benetton. Правда подписать контракт боевого пилота удалось не с дружиной Флавио Бриаторе, а с увядающим после недавнего всплеска Lotus. 1991 год стал дебютным для Мики Хаккинена в королевском классе.

Мика Хаккинен за рулём Lotus 102B на Гран-при Монако 1991 года
Мика Хаккинен за рулём Lotus 102B на Гран-при Монако 1991 года

Первый сезон сложился не слишком удачно - в квалификациях "Летучий финн" почти всегда оказывался в начале третьего десятка (во Франции он и вовсе не прошёл квалификацию), а гонках если и удавалось финишировать, то почти всегда за пределами очковой зоны. Единственным исключением стала Имола, где он стал пятым, заработав два очка (тогда только первая шестёрка набирала очки).

Но в 1992-ом к нему пришли первые успехи. В Мексике, ещё на старой машине, он стал шестым, а когда в Монако появился новый Lotus 107, Хаккинен расцвёл - в оставшихся 11 гонках, если он и финишировал, то почти всегда в очках. Как итог, 8 место в чемпионате с 11 набранными баллами. Эти результаты не остались без внимания со стороны тогдашнего руководителя McLaren Рона Денниса. Финн подписал контракт боевого пилота, однако сезон 1993 года он практически полностью вынужден был пропустить из-за того, что Айртон Сенна, которого Мика должен был заменить, решил остаться в команде. Но нашему герою повезло, напарник Сенны Майкл Андретти выступал так плохо, что за три этапа до конца чемпионата он был уволен и Хаккинен занял его место. Уже в первой же квалификации в Португалии он опережает своего нового напарника, а в Японии он и вовсе завоёвывает свой первый подиум в карьере, гарантировавший дальнейшее сотрудничество с McLaren.

К сожалению, сезон 1994 года, несмотря на шесть подиумов, оказался неудачным из-за крайне ненадёжных двигателей Peugeot. В 1995-ом Рон Деннис подписал контракт с Mercedes, которая на протяжении последующих 20 сезонов поставляла свои двигатели. Правда, первый сезон сотрудничества обернулся ещё большим провалом: лишь 4 очковых финиша, 9 сходов и лишь 7 место в общем зачёте после четвёртого год назад. Но самый настоящий кошмар приключился с нашим героем на финальной гонке сезона в Аделаиде.

Гран-при Австралии 1995. Комиссары пытаются спасти жизнь Мики Хаккинена
Гран-при Австралии 1995. Комиссары пытаются спасти жизнь Мики Хаккинена

В квалификации болид Хаккинена сорвало с трассы и он, со всего размаха, врезался в защитный барьер из покрышек. Удар был настолько сильным, что пилот получил перелом основания черепа. Мика потерял сознание, он не мог дышать, поскольку кровь залила ему трахею. Но быстро подоспевшие австралийские медики под руководством главного врача Формулы-1 доктора Сида Уоткинса сотворили чудо - спасли жизнь Мике и тот уже в феврале 1996-ого вывел новый McLaren MP4-11 на тесты в Хересе. Сам же сезон 1996 года оказался куда более удачным: конструкторы изрядно поработали над шасси, а мотористы из Mercedes - над мощностью двигателя. Всего 4 схода за сезон - для тех лет это было очень неплохо. Правда побед по-прежнему не было - балом правили представители Williams.

Первая победа пришла лишь в 1997 году - на заключительном этапе в Хересе Мика сумел таки выиграть гонку. Правда стоит отметить, что эта победа пришла в результате приказа из боксов, когда Дэвида Култхарда заставили пропустить Хаккинена. Но даже с учётом Гран-при Европы (именно под этой вывеской проходила гонка в Хересе) Мика уступил по очкам Култхарду. С другой стороны, финн мог несколько раз выиграть несколько раз и до Хереса - в Сильверстоуне, Шпильберге и на Нюрбургринге. Во всех этих гонках у него сгорал мотор в момент лидерства в гонке. Так что победа нашего героя рано или поздно должна была произойти.

Мика Хаккинен за рулём McLaren MP4-13. 1998 год
Мика Хаккинен за рулём McLaren MP4-13. 1998 год

Перед сезоном 1998 года в McLaren приходит гений аэродинамики Эдриан Ньюи и он, в совокупности с шинниками из Bridgestone, сделали великолепный болид, который принёс финну первый чемпионский титул. Но и здесь не обошлось без помощи Култхарда - в первой гонке в Австралии он вновь был вынужден пропустить напарника вперёд незадолго до финиша. Но это меркнет на фоне всей статистики Хаккинена - 8 побед, 9 поулов и 2 "Больших шлема" (поул-позиция + победа + лучший круг в гонке + лидерство от старта до финиша). И хотя Ferrari и Михаэль Шумахер до последней гонки в Сузуке пытались оказывать сопротивление, победу в чемпионате праздновал Мика Хаккинен.

Следующий, 1999 год, также должен был стать лёгкой прогулкой для нашего героя. Но он, как назло, собирал все коллизии по ходу сезона: Австралия - заклинило дроссель, Великобритания - отлетело колесо, Австрия - таран со стороны напарника, Германия - треснутая опора заднего спойлера, Имола и Монца - собственные ошибки. Прибавьте к этому ошибки команды в Маньи-Куре и Нюрбургринге и мы получим, что юбилейный 50-ый чемпионат мира Формулы-1 стал для Мики Хаккинена одним из самых трудных за всю свою карьеру в автоспорте. Даже после травмы Михаэля Шумахера финну пришлось зубами вырывать титул. В итоге, победив на заключительном этапе в Японии, Мика во второй раз стал чемпионом мира, опередив внезапно ставшего первым пилотом Ferrari Эдди Ирвайна всего на 2 очка.

В 2000 году ситуация изменилась. Ferrari прибавила в скорости и несмотря на провальный отрезок в середине сезона, Михаэль Шумахер сумел за один этап до конца чемпионата взять третий титул в карьере и первый для Ferrari после триумфа Джоди Шектера в 1979-ом. Мика Хаккинен до последнего момента боролся с "Красным Бароном", но отказ мотора на Гран-при США окончательно загубил все надежды на победу в чемпионате.

Мика Хаккинен за рулём McLaren MP4-16 на Гран-при Бельгии 2001
Мика Хаккинен за рулём McLaren MP4-16 на Гран-при Бельгии 2001

В XXI век наш герой входил с надеждой взять реванш за обидное поражение в прошедшем сезоне. Однако, вместо того, чтобы бороться за титул, Мика собирал все возможные проблемы с машиной. Особенно обидным был сход в Испании, где он лидировал с огромным отрывом, но поломка болида на последнем круге вынудила финна остановиться на трассе. Как итог - лишь две победы (Великобритания и США) и пятое место в чемпионате. Перед гонкой в Индианаполисе Хаккинен объявляет о приостановке своей карьеры, объясняя это тем, что он хотел бы немного побыть с семьёй, но все понимали, что это окончательный уход из Формулы-1, что впоследствии и подтвердилось.

Долгих три года он отдахал от спорта и только в 2005-ом он решил вернуться в гонки. По-началу Хаккинен пытался договориться о месте боевого пилота в команде Williams, но переговоры не увенчались успехом, после чего Мика решил подписать контракт с Mercedes на выступление в кузовном чемпионате DTM. За 3 сезона он одержал 3 победы, но выше 5 места по итогам чемпионата ему так и не суждено было подняться. В 2007 году наш герой в очередной раз повесил шлем на гвоздь. Правда в октябре 2013 года наш герой принял участие в этапе серии GT Asia в Джухае за рулём Mercedes в паре с Мэттью Соломоном. В первом заезде экипаж финна одержал победу, но во втором, из-за ошибки Хаккинена незадолго до финиша, он был вынужден довольствоваться "серебром". Последний же, на данный момент, выход финна на старт датируется 2019 годом - Мика выступил в 10-часовой гонке в Сузуке за рулем McLaren 720S GT3.

Личная жизнь сложилась у Мики вполне удачно. В 1998 году "Летучий финн" женился на журналистке Эрье Хонканен, в 2000-ом у них родился сын Хьюго, а в 2005-ом - дочь Айна Джулия. Правда в 2008 году супруги развелись. Но Мика недолго горевал и нашёл себе новую спутницу жизни - чешку Маркету Ремесову. В 2010-ом она подарила ему дочь Эллу, а ещё через 4 года на свет появились близнецы - Линн и Даниэль.

Старший сын Мики, Хьюго, в своё время пошёл по стопам отца и всерьёз занимался картингом, выступая под французским флагом. Однако по окончании сезона 2015 года он решил оставить автогонки и переключиться на футбол.

В целом, карьера и жизнь Мики Хаккинена всегда проходила по своеобразной траектории. Он терпел поражения, попадал в аварии, получал травмы, да и на личном фронте не всегда всё было гладко. Но он никогда не сдавался, Мика всегда поднимался, преодолевал все трудности, с новыми силами вступал в бой и побеждал!

А как вы относитесь к Мике Хаккинену? Делитесь своим мнением в комментариях, ставьте лайки и подписывайтесь на канал "Max F1 +", чтобы ничего не пропустить!