Для профессиональных водителей эта статья не станет откровением. А вот тех, кто никогда не водил грузовик, остаётся загадочным назначение этого самого "делителя" и "демультипликатора", а вместе с этим "как водители грузовиков переключают все эти 16 передач в их тягачах"
В виду большой массы грузовика есть необходимость в большом количестве передач - дабы максимально эффективно использовать мотор. Однако, если просто сделать коробку на 16 передач, она получится сложной и огромной.
Поэтому используются два специальных редуктора: делитель, который позволяет повышать передачу и демультипликатор, который понижает. передач в этих редукторах, как вы догадались - по 2 в каждом (прямая и повышающая/понижающая).
Каждый при этом позволяет "умножить" число передач вдвое. Получается, в 4 ступенчатой коробке с делителем и демультипликатором будет 16 передач. Для того, чтобы включать эти редукторы на рычаге кпп устанавливаются специальный кнопки/переключатели.
Очень полезны бывают такие функции при подъёмах в гору, или когда вам приходится тянуть за собой особо тяжёлый груз.