Фильмы об извергающихся вулканах, гигантских цунами или всепожирающих пожарах, а также вышедших из под контроля поездах и самолетах пользовались популярностью в двух странах: США и СССР. Европейское кино с Голливудом тягаться даже не пыталось, в крупнобюджетном сегменте предпочитая выпускать авантюрное, историческое, военное или шпионское кино. В последние два года было снято два фильма-катастрофа в Норвегии ("Волна" и "Разлом"), но это скорее исключение из правила. Однако, тема руко- и нерукотворных кинокатастроф оказалась востребована в Азии: ещё в 70-е к ней обращались в Японии, а в новом веке подоспели кинематографии Южной Кореи и КНР, у которых появились необходимые для жанра ресурсы.
7 фильмов-катастроф из Японии, Южной Кореи и Китая
Гибель Японии (Nippon chinbotsu), 1973, режиссер - Сиро Моритани
Снятая на пике популярности голливудского фильма-катастрофы "Гибель Японии" демонстрирует присущую японцам любовь к гигантомании. В полном смысле фильмом о конце света это кино назвать нельзя, создатели решили погрузить на дно океана только Японию. Сюжет в большей степени сосредоточен на попытках эвакуировать куда-то население с гибнущего острова, чем на демонстрации непосредственно катаклизма: на последнее явно не хватало бюджета.
Пророчества Нострадамуса (Nosutoradamusu no daiyogen), 1974, режиссер - Тосио Масуда
А вот вышедший спустя год после "Гибели Японии" фильм представляет собой хронику полномасштабного апокалипсиса. Герои даже не пытаются спастись, а только наблюдают за серией мировых катаклизмов, поэтапно делающих планету непригодной для жизни.
2012: Цунами (Haeundae), 2009, режиссер - Юн Джэ-гюн
Один из самых дорогостоящих на момент выхода корейских фильмов оказался фильмом-катастрофой, снятым по отработанным ещё в 70-е в Голливуде лекалам. Есть несколько несвязанных друг с другом персонажей, которые должны выжить в Пусане, который накрывает гигантской волной. Единственное что вызывает вопросы, несоразмерный буйству стихии масштаб разрушений: после показанной волны в городе выжить не должен был никто.
Башня (Tawo), 2012, режиссер - Ким Джи-хун
Неофициальный корейский ремейк голливудского "Ада в поднебесье" с Полом Ньюменом и Стивом МакКуином. В 120-этажной корейской новостройке начинается лютый пожар, небольшой группе выживших требуется найти способ из небоскреба эвакуироваться.
Храбрецы (Lie huo ying xiong), 2019, режиссер - Тони Хан
Вдохновленный реальной катастрофой, пожаром в порту города Далянь, когда рвануло нефтехранилище и под угрозой оказался не только порт, но и весь город. "Храбрецы" содержат столько пиротехники и героического пафоса, которые не снились даже Майклу Бэю и Роланду Эммериху.
Небесный огонь (Skyfire), 2019, режиссер - Саймон Уэст
Китайский фильм-катастрофа, снятый голливудским режиссером, ответственным за "Воздушную тюрьму" и вторую часть "Неудержимых". Миллиардер строит высокотехнологичный курорт на тропическом острове, напоминающий "Парк юрского периода", но с вулканом вместо динозавров. Вулкан предсказуемо внезапно пробуждается, и начинается вакханалия дурацких сценарных решений и неоднозначной компьютерной графики. Главная проблема фильма в том, что герои выживают в ситуациях, в которых выжить не могут в принципе, что напрочь лишает зрелище правдоподобия.
Пеплопад (Baekdusan), 2019, режиссеры - Ли Хэн-джун, Ким Бён-со
Самый свежий фильм в подборке представляет собой гибрид фильма-катастрофы и шпионского боевика на тему противостояния Северной и Южной Корей. Сценарий у фильма забористый: просыпается вулкан, который может разрушить значительную часть обеих Корей, поэтому южнокорейский спецназ нападает на северокорейскую базу, откуда крадет ядерную боеголовку (своих нет), чтобы взорвать её внутри "Роковой горы". Ассоциации с "Властелином колец" явно не случайны.